1935-36 уч. год ученики ФЗС №18
Истоки
История школы № 18 уходит корнями в тридцатые годы – годы первых пятилеток и поистине великих строек — Турксиба, Днепрогэса, Магнитки. В Нижнем Тагиле в связи с этим тоже развернулось невиданное по масштабам строительство промышленных гигантов — НТМЗ и Уралвагонзавода. В город прибывали тысячи переселенцев, в том числе и с детьми. Население города увеличилось с 1929 по 1939 год без малого вчетверо (с 42705 до 159900 человек). Вот почему требовались и строились новые школы, которые в 30 годы открывались ежегодно.
В далёком для нынешнего поколения школьников 1931 году началась и наша история, причём довольно прозаично. На заседании ГК ВКП(б) от 28 августа 1931 года была принята резолюция: «Обязать фракцию горсовета и начальство стройиндустрии закончить к 20 сентября строительство школы ФЗС №18 (фабрично-заводской семилетней школы)». Нужно заметить, что именно фабрично-заводские семилетки кроме общей грамотности давали учащимся трудовые навыки, знакомили с производственными процессами, что было важно для рабочего города.
Школа № 18 приступила к занятиям 14 октября 1931 года в здании по улице Мопра, ныне пр. Мира, 27 (здание УУПИ). В недостроенном корпусе при наличии 6 аудиторий в 2 смены обучалось 9 групп – 344 ученика и работало 10 учителей. Скупые, обрывистые строки архивных бумаг сохранили практически только фамилии: Е.И.Маркина, М.Г.Буданцева, Е. И. Малыханова, К.А Сидорова, В.В. Абрамов ,Л.Н. Егорова
Заведующим ФЗС был назначен Сергей Николаевич Егоров, преподаватель истории. Ему пришлось не только руководить учебным процессом, который протекал в тяжелых условиях: при отсутствии оборудования, учебников и пособий, при низкой температуре, но и фактически достраивать, дооборудовать здание. Кроме того, среди архивных данных находим, например, и такой любопытный документ:
«11 сентября 1931 года в целях улучшения рабочего общественного питания по разверстке УралОНО, ГорОНО даёт задание по сбору грибов из расчёта 2 кг на каждого ученика. Из общего количества заготовленных грибов 75% школы должны сдать кооперации и деньги передать в фонд беднейших учащихся, а 25% необходимо сосредоточить в школе для горячих завтраков. В поход за грибами на основе соцсоревнования вовлечь родителей и включить всех детей школы».
Вот так приходилось выживать в первую осень.
Между тем количество учащихся росло даже в течение первого учебного года. На 19.01.1932 года было уже 448 человек, из них 8 лет – 91 ученик, 14 лет – 10 учеников. Из докладной записки заведующего ФЗС С.Н.Егорова: «…При открытии школа комплектовалась учащимися из разных школ, в течение всего полугодия учащиеся продолжали поступать, и их знания оказывались ниже. В результате чего имеем: в I семестре всего обучалось 47 человек, перешло 15, осталось на повторное обучение 32 человека; во втором семестре обучалось 45 человек, перешло 24 ученика, остался – 21 человек….
…Своими силами очистили пустырь, натаскали носилками земли и устроили клумбы. Посажено было более сотни молодых деревьев. Вместо пустыря появился цветущий сквер. Несколько тысяч летних цветов выращены в парниках и высажены в клумбы… Весь школьный коллектив активно участвовал в благоустройстве территории школы.
…Со следующего полугодия количество групп увеличивается. Имеется требование окружающего населения об открытии нулевой группы, по проведённой записи числится 35 человек. Зав. ФЗС № 18 С.Н.Егоров».
В 1933 году фабрично-заводская семилетняя школа № 18 была реорганизована в ФЗС (фабрично-заводскую десятилетнюю). Такие школы в СССР появились в конце 20-х годов, и открывались они преимущественно в больших городах и крупных промышленных центрах с целью более глубокой и всесторонней подготовки учащихся. О работе ФЗД № 18 есть заметка в газете «Тагильский рабочий» от 28
октября 1933 года. «В ФЗД № 18 организованы горячие завтраки в самом начале учебного года. Качество завтраков хорошее. Ребята получают мясной суп, вкусные шанежки, макароны, пудинг из картофеля, чай, пряники. В школе имеется отдельная чистая столовая. За каждой группой закреплён стол, на столе – клеёнки, цветы. Школа показала, что можно и должно организовать горячие завтраки для ребят образцово». Документ эпохи, ставший таковым сейчас, показывает, как много внимания уделяло руководство школы здоровью детей. А ведь это был 1933 год – год страшного голода или голодомора, что до сих пор вызывает ожесточённые споры.
В следующем, 1934 году ФЗД № 18 переименовывается в среднюю школу № 18, а в августе 1937 года вновь преобразована из средней в неполную среднюю школу, и в этом же году школа выпустила первых десятиклассников. Но, кстати, учащиеся 9-10 классов первого набора восемнадцатой сразу были переведены во вновь выстроенную школу № 6, так как помещение, предназначенное под ФЗС, не было рассчитано ещё и на старшеклассников. А в 1939 году, согласно Приказу № 149 от 23.07., здание НСШ № 18 передаётся школе глухонемых. Неполная средняя школа № 18 в полном составе переводится в здание школы № 32, где учится со второй смены по 47-50 человек в классах. Можно себе представить, каких моральных и физических сил стоил первым директорам период становления этой школы.
Тем временем в срочном порядке достраивалось здание на улице Газетной. Официально оно было принято в эксплуатацию 17 сентября 1939 года, когда учебный год уже начался. Но более полугода ушло на оборудование кабинетов, мастерских, библиотеки и т.п. Это было единственное высокое и, конечно, самое красивое здание на улице Газетной. Открытия школы ждали с нетерпением. И только в 1940 году коллектив НСШ № 18 переселился сюда после долгих переездов и мытарств, не подозревая, что до грядущих тяжёлых испытаний осталось менее года.
Первое десятилетие, закончившееся накануне Великой Отечественной войны, было временем становления педагогического коллектива с традициями профессионализма, интеллигентности, преданности делу. С 1931 по 1941 гг. за самоотверженный труд 5 педагогов школы были удостоены высоких правительственных наград: Екатерина Ивановна Маркина , учитель математики, – Ордена Трудового Красного Знамени; Мария Григорьевна Буданцева , учитель начальных классов, — медали «За трудовую доблесть»; Елена Ивановна Малыханова , учитель географии, и Сидорова Клавдия Александровна, учитель начальных классов, — медалей «За трудовое отличие».
Пережив труднейшие годы своего становления, школа обрела статус учебного заведения с учителями- мастерами своего дела.
Слово о первом директоре
Сергей Николаевич Егоров был настолько ярким, разносторонним, глубоким человеком, что назначение его на должность заведующего новой школой в 24(!)года никого не удивило. Внимательный, отзывчивый, добрый, красивый, весёлый, он и сам всегда был в центре внимания, любил и умел петь, знал наизусть сотни стихотворений, боготворил прекрасное, природу, цветы.
Сергей Егоров окончил старейшую и лучшую тогда в городе среднюю школу № 1 им. Н.К. Крупской. И это давало ему право быть учителем в фабрично-заводской семилетке. После окончания учительского
института он продолжал преподавать историю в школе , позднее постановлением партийного бюро был переведён на работу в горно-металлургический техникум.
Жена Сергея Николаевича, Евдокия Николаевна Егорова, тоже стала первым директором школы № 32, открывшейся в те же тридцатые годы.
К сожалению, Сергей Николаевич Егоров рано ушел из жизни, прожив всего 33 года. В 1940 году Сергей Егоров утонул, спасая человека. Память о нем живет не только в сердцах прямых потомков, но и в музее гимназии № 18, у истоков которой он и стоял .
(По воспоминаниям сестры Егорова С.Н.,
учительницы начальных классов ФЗС № 18
Егоровой (Абрамовой) Лидии Николаевны)
Старые фотографии рассказывают
Чем старее фотографии, тем с большим волнением и интересом мы смотрим на них, вглядываемся в лица, пытаясь прочесть историю, которую мы не знали, не пережили…
Документальные материалы тридцатых годов, а особенно фотоархив появились в школе во многом благодаря Татьяне Васильевне Абрамовой, учителю английского языка школы № 19 и гимназии № 18,ветерану педагогического труда, потомственному педагогу двух семейств — Абрамовых и Егоровых. Уходя на заслуженный отдых в 2009 году, Татьяна Васильевна поделилась своим личным архивом с музеем гимназии, и её воспоминания, документы и фотографии открыли много новых удивительных страниц в педагогической истории школы№18.
Семьи Абрамовых и Егоровых не пересекались до открытия школы, т.е. до 1931 года и впервые встретились только здесь. Василий Викулович Абрамов, сын знатного жестянщика на заводе имени Куйбышева, получив образование, будучи очень молодым, энергичным, самоотверженным, пришёл работать во вновь открывшуюся школу№18 учителем труда и военного дела в одно время с первым директором, Сергеем Николаевичем Егоровым, тоже очень молодым и тоже из крепкой рабочей семьи потомственного железнодорожника. Увлечённые единым делом, молодые люди, естественно, крепко подружились, но вряд ли представляли, что будут близкими родственниками. Из этой школы всем коллективом
провожали Василия Абрамова на службу в ряды Красной Армии. Маленькие старые фотографии сохранили до наших дней этот волнующий момент 1934 года. В те же годы произошла встреча, которая стала судьбоносной не только для Василия Викуловича. В этой же восемнадцатой практически со дня основания работала учительницей начальных классов Лидия Николаевна Егорова , сестра Сергея Николаевича. Окончив, как и брат, школу № 1 имени Н. К. Крупской, она начала свою педагогическую деятельность юной шестнадцатилетней девушкой с длинной косой и бантом в волосах. Лида Егорова продолжала самостоятельно учиться и экстерном сдала экзамены за весь курс педучилища. Василий Абрамов и Лида Егорова были так молоды и хороши собой, что, кажется, сама судьба распорядилась соединить их. Лидия Николаевна Егорова стала Абрамовой, чтобы прожить с Василием Викуловичем почти полвека, проводить его на войну, дождаться с победой, служить с ним в военных гарнизонах, родить и воспитать двух детей. Но это будет уже другая история. А историю тридцатых годов хочется закончить на этой оптимистической ноте.
Оставить комментарий