1970-е гг.

Не зная застоя.

70-е годы.

Как ни странно, но если в стране эти годы назовут позднее застойными, то в школе №18 семидесятые – прямое продолжение шестидесятых. Во-первых, коллектив возглавила Галина Евгеньевна Зайцева, что само по себе означало только движение вперёд, работу на опережение. Забегая немного вперёд, к итогам, нужно сказать, что имя этой школе тоже во многом сделала Галина Евгеньевна своею многогранной деятельностью длиною в 34 (!) года, 12 из которых отдано директорской работе. Кстати, это самый большой директорский срок в истории восемнадцатой школы Она была не просто руководителем, а пульсом коллектива, инициатором и генератором идей, которые десятилетия спустя вдруг  оказывались  инновациями в педагогике. Например, изучение личности учащегося,  вылившееся в создание «Дневника изучения личности», одобренного АПН и опубликованного в журнале «Воспитание школьников». Эти самодельные  учительские дневники были куда важней планов воспитательной работы, потому что ориентировали на индивидуальный подход к ученику. Спустя много лет эти дневники стали широко растиражированной печатной продукцией для работы классного руководителя. Вспоминаются  слова  Галины Евгеньевны,  часто  ею  повторяемые и обращённые главным образом к молодым учителям: «Личность может воспитать только личность!» Сама она была настолько масштабной личностью, что могла вдохновлять одним только своим присутствием. Но она, мыслитель и генератор идей, при этом  и  невероятно деятельна, а деятельность её была чрезвычайно разнообразна и многогранна: школа не «пробуксовывала» ни по одному направлению.  Главное, в ней сохранялся дух высокой и глубокой гуманитарной и филологической культуры, поддерживаемый, конечно же, и словесниками — завучем Валентиной Ивановной Стрельниковой и организатором Ириной Константиновной Завитаевой. Став директором школы, Галина Евгеньевна получила, конечно, массу проблем и забот, в большинстве своём не связанных с поэзией и духовностью, но без поэзии была бы уже не Галина Евгеньевна.  Клуб любителей поэзии «Юность» к концу 70-х годов перерос в несколько иное творческое объединение – клуб книголюбов, действующий,  при магазине «Книжный мир». Нетрудно догадаться, чьими усилиями и на чьём вдохновении держалось объединение. Смотришь на план работы 1978 года и удивляешься: какие мощные культурные силы города удалось привлечь к этой работе Галине Евгеньевне — преподавателей и студентов пединститута, актеров драматического театра, литературное объединение при газете «Тагильский рабочий»! А какие темы обсуждались! «Пушкин сегодня», «Мой современник в поэзии», «Строки любви к женщине в поэзии Булата Окуджавы», «Поэтесса Бэлла Ахмадулина» и др. Все для того, чтобы не иссякло томление духа в молодом и подрастающем поколениях. Удивительно и то, что сама Галина Евгеньевна словно не уставала от общения в целом и с учениками в частности.

       Не бойтесь трудных учеников

 Кабинет директора Зайцевой был  кабинетом открытых дверей. По крайней мере, школьники сюда шли лавиной для самых разных разговоров, а иногда только для того, чтобы показаться в дверях ей на глаза, потому что она заметит, приветит, назовет по имени, и почувствует себя отрок единственным и необходимым. Кажется, Галина Евгеньевна знала всех учеников поименно. Во-первых, она никогда не переставала быть учителем; во – вторых, она была таким учителем, которого все уважали безусловно, а потому и беспрекословно слушали и слушались. Уважали за честность, искренность, неравнодушие и непосредственное участие в судьбах тех, кому не столь повезло, как другим. Будучи организатором, Галина Евгеньевна взяла на себя практически всю работу с «трудными» детьми. Конечно, было бы вернее назвать их детьми с трудной судьбой или из проблемных семей, но определение было придумано не школой. В шестидесятые трудных подростков в переполненной школе с двухсменным рабочим режимом, по словам Галины Евгеньевны,  на 30 классов насчитывалось до 150-ти человек. В такой ситуации сохранить бы в  порядке учебно-воспитательный процесс! А она борется за каждого ученика! На каждой перемене и после уроков в её кабинете шумные ватаги подростков: одни получают задания, другие отчитываются за выполнение, третьи что-то пишут. Отсюда все выходят притихшими и расходятся по своим классам.

Или директорское ли дело самой доходить до квартиры ученика – грязной, запущенной, в которой он брошен на произвол судьбы; самой помогать отмывать его и эту квартиру, чтобы ребёнок  наконец  почувствовал себя равным всем остальным? Но не давала покоя мысль: как помочь всем? Конечно, главное – не оттолкнуть от себя, ведь некоторые дети и так отвержены семьями, а семьи – обществом. Организовала юридическую помощь родителям и детям. Юрист Галина Сергеевна Волкова на общественных началах проводила просветительскую и разъяснительную работу на родительских собраниях, в личных беседах и т.п. Была принята также и коллективная и личная ответственность:  за каждым  трудным учеником закреплён взрослый – учитель или член общешкольного родительского комитета – и один из успешно успевающих учащихся.  Вообще она своим примером  развернула педагогический коллектив в сторону личной ответственности каждого за всё, что происходит в семье ученика, в школе, в обществе, в стране. Каждый учитель в течение года выступал с сообщением по теме изучения и развития личности школьника на классных и  общешкольных родительских собраниях, которые проводились регулярно, как и рейды в микрорайон и посещения семей учащихся.

«Не бойтесь трудных учеников!»- так называлась одна из статей Галины Евгеньевны. А всего их было больше сотни, и не только газетных. Опыт её работы с трудными обобщался под руководством кандидата педагогических наук  Владимира Давыдовича Семёнова на кафедрах педагогики и психологии Нижнетагильского и Свердловского пединститутов, в Академии педагогических наук. Около двухсот лекций по изучению личности было прочитано ею на семинарах и конференциях и опубликовано в сборниках и журналах. Ею двигало желание не прославиться, а повернуть педагогическое сообщество к проблеме личности, проблемам детей из неблагополучных семей.  В своей восемнадцатой решение проблемы удавалось.

В 70-х годах в школе учились дети, рождённые уже через десятилетие после войны, поэтому количество учащихся продолжало увеличиваться, и школа по-прежнему оставалась переполненной. Учились, конечно, в две смены, к чему, впрочем, давно привыкли. Учителям приходилось управлять классами до 48 человек. Резкое ограничение второгодничества и, как следствие, борьба за успеваемость начались именно в «парадные» семидесятые.  «Дорабатывание» — так официально или, наоборот, неофициально  назывались тогда занятия после уроков. К сожалению, в семидесятые были явления абсурдные, особенно по меркам сегодняшнего времени. Это касается и некоторой чрезмерной политической подоплеки учебно-воспитательного процесса, и последующего введения обязательного или, как его называли, всеобщего среднего образования. Естественно, неизбежные издержки обозначенных явлений выносили на себе, а точнее сказать, и переносили в себе педагоги.

В семидесятые в школу пришли работать учителя, которым предстояло в будущем заменить поистине прославленных педагогов, уходящих или собирающихся уходить на заслуженный отдых. Так, в самом начале 70-х появились в школе Лариса Иовна Шубина, учитель математики и будущий директор; Надежда Васильевна Проскурнина, биолог и будущий завуч; Эльвира Максимовна Ушакова, учитель труда.  В середине 70-х годов ряды пополнились ещё одним математиком – Татьяной Константиновной Третьяковой, учителем, что называется, «милостью Божьей». В начальную школу пришли Ираида Николаевна Хасанова, Людмила Алексеевна Гагарина и две Галины Павловны – Бацкалёва и Будина, заменив вышедших на пенсию К.А.Сидорову, А.В.Арефьеву, А.М.Василькову. Обновлённая  «команда» учителей начальных классов в течение многих лет будет крепкой опорой  среднего и старшего звена школы. В конце семидесятых  в коллектив были приняты Николай Иванович Емельянов, преподаватель географии,  и  математик Татьяна Геннадьевна Втюрина-Костенко. Всем им суждено сыграть в этой школе свою главную роль.

О семидесятых можно говорить: «мы выступаем по всем направлениям»…В это время начались регулярные олимпиады по всем предметам, и старшеклассники стали  регулярно занимать призовые места, что явилось ещё одной школьной традицией. О высокой результативности знаний учащихся восемнадцатой заговорили на городском уровне. И первой золотой медали  была удостоена выпускница 1971 года Пологова Татьяна.

Кстати, учебно-воспитательный процесс управлялся не только руководством школы, но и самоуправлением, осуществляемым учащимися через учком, пионерскую организацию, комитет комсомола. Не вспоминать об этом – значит перечеркнуть внеклассную деятельность как таковую: тимуровскую работу, субботники, рейды в микрорайон, экспедиции, походы, дискуссии и т.п. В семидесятые эту работу возглавляли организатор Ирина Константиновна Завитаева и старшая пионервожатая Елена Юрьевна Тяжельникова, которая, конечно, звалась Леной. Она только что сама была школьницей и пришла сюда по комсомольской путёвке областного призыва. Немногие знают, что качества лидера, вожака и друга ребят Лена получила ещё в школьном возрасте в знаменитом и единственном в своём роде пионерском лагере-мечте «Артеке». Поэтому кому, как не ей, оказалось по плечу в первые же годы работы вывести свою пионерскую дружину в правофланговые. Было тогда такое всероссийское движение. То, чем занимались ребята, сейчас именуют социальными проектами. А тогда  нынешние социальные проекты назывались общественно полезными делами, и в этом прозаичном названии было больше конкретики и простоты. Но главное, что всё это управлялось самими детьми. Хорошей школой стала для ребят вожатская работа, когда старшеклассники шли в начальную школу или к младшим подросткам, помогали подготовиться к празднику, проводили викторины и соревнования, да просто читали книги вслух. Да, младшие отчитывались перед старшими, но старшие заботились о них, а не вымогали «дань», как это мы слышим и видим сегодня. Конечно, такое товарищество возникает не на пустом месте, а в том самом случае, когда рядом есть старший товарищ, такой, как Елена Юрьевна Тяжельникова. Сама же она  с теплом и некоторой грустью вспоминает своих первых помощников Ирину Бобик, Лену Татаурову, Алёну Галкину.

Прошло уже не так мало лет, почти забыта в общем-то безобидная и по сути полезная  детская игра в пионеров. Но почему-то до сих пор сжимается сердце от нежных и пусть наивных воспоминаний о пионерских сборах и пионерских песнях, о пионерских кострах в загородных лагерях, которые детей и взрослых объединяли общим ощущением счастья, пусть даже короткого, но незабываемого и оттого оставлявшего добрый след.

Учитель! Перед именем твоим

И всё-таки говоря о школе, невольно ловишь себя на мысли, что постоянно думаешь об учителях. Видимо, в каждом из нас неистребимо живёт ученик, потому что как ни банально повторять уже многократно сказанное, но мы все и навсегда твои дети, школа. А школа – это сначала учитель, а потом уже стены…

В рассказе об учителях, пришедших в школу в 60-е годы, говорилось об учителе технического труда Василии Еремеевиче Евтехове и о том, как повезло мальчишкам восемнадцатой с его приходом. А сейчас хочется сказать, что в 1971 году девчонкам повезло тоже, потому что у них появилась новая учительница труда Эльвира Максимовна Ушакова. Но сказать, что она была учителем обслуживающего труда, значит не назвать и сотой доли того, что она заслуживала. Для девочек она была учителем культуры, элегантности, хорошего вкуса. Наверное, иначе и не могло быть. Эльвира Максимовна пришла в школу, имея два высших образования – педагогическое и технологическое (Ивановский текстильный институт). По тем временам два высших образования были крайне редким явлением и вызывали вместе с уважением удивление. С таким-то багажом работать в школе! Но она была не только исключительно знающим, но и исключительно любящим своё дело учителем. Её мастерство и желание научить девочек всему, что умела сама, были столь велики, что старшеклассницы к моменту выпуска шили себе сами  «сногсшибательные» выпускные платья, костюмы и даже демисезонные пальто. И, как правило, всегда побеждали на городских смотрах, конкурсах, олимпиадах.

В том же 1971 появилась в школе и Надежда Васильевна Проскурнина, молодая симпатичная девушка и молодая учительница биологии  в одном лице. Эта школа будет в её жизни единственной, и Надежда Васильевна не пожалеет для неё ни здоровья, ни сил, ни души, ни времени. Она была секретарём учительской комсомольской организации, ответственной за пришкольный участок, оборудовала кабинет биологии. Вот она терпеливо готовит учеников к конкурсам и предметным олимпиадам, и её питомцы ежегодно занимают в городе  призовые места. И вся эта работа проводилась после уроков! Была Надежда Васильевна и завучем начальной школы, но скоро поняла, что не хватает ей живой работы с детьми. Тогда в её педагогической биографии и случился совсем неожиданный поворот. В силу производственной необходимости она взяла первый класс, потом вместе с этим классом уже в качестве классного руководителя и учителя биологии вернулась в среднее звено и работала с этим классом до выпуска. Не каждый учитель решился бы на такой эксперимент, да и не каждому он бы удался…

Безусловно, особенное слово об учителях начальных классов, которые пришли сюда в семидесятые годы.

Ираида Николаевна Хасанова стала учителем школы №18 тоже в 1971 году, будучи уже опытным педагогом со сложившейся методикой преподавания, и в течение 29 лет она была ведущим специалистом объединения начальных классов. Пример собранности, культуры, кропотливости в работе с детьми, с которыми работать труднее всего (да простят это замечание учителя среднего звена!). Основательность учителя естественным образом воплощалась в основательных знаниях учеников. Выпуски Ираиды Николаевны всегда самые-самые… За право взять её класс боролись учителя среднего звена, и работать в них считалось за честь.

Галина Павловна Будина перешла в восемнадцатую из сорок четвёртой школы, где её наставницей была легендарная уже тогда Галина Даниловна Лаврова. Трудно сказать наверняка, передаётся ли через наставничество всепоглощающая любовь к детям, но то, что Галина Павловна в своей работе руководствовалась только бескорыстной любовью и сердечной заботой, абсолютно бесспорно. Удивительно, но она помнит поимённо всех  юных выпускников  из десяти своих выпусков в восемнадцатой школе. А Галину Павловну помнят и любят и те, кому ещё учиться и учиться, и те, кому под тридцать, и  те, кому давно за сорок.  Есть у неё и последовательницы с дипломами учителя начальных классов, по ряду причин не связавшие сейчас свою деятельность непосредственно с общеобразовательной школой, но оставшиеся педагогами по сути. Это Тина Ивойлова, Оля Жвакина, усвоившие у Галины Павловны самое главное – интерес к духовной стороне жизни, любовь к слову, к книге, следование нетленным ценностям.

Павел Алексеевич Панфилов, преподаватель начальной военной подготовки, фронтовик и орденоносец, пришёл учительствовать после выхода в отставку. К новому своему делу он отнёсся обстоятельно и самозабвенно, как к службе, и старшеклассников приучил уважительно относиться к урокам военного дела. И выезды на полевые сборы были не менее любимы ребятами, чем туристические походы. Тем более, что возвращались с этих сборов всегда с призовыми местами. При этом не было, наверное, в коллективе человека более скромного и немногословного, чем Павел Алексеевич. Поэтому Галина Евгеньевна сама инициировала проведение торжественных вечеров для юношей – будущих призывников «Высокое имя – солдат», на которых чествовали победителей – «зарничников» и «орлят», а сами победители показывали свои умения. Гостями обычно бывали ветераны Великой Отечественной войны и военнослужащие тагильских воинских частей, то есть фактически это был форум трёх поколений.  Девочки-старшеклассницы выступали одновременно в роли гостей и хозяек: они собирали по 50 копеек на пирожные мальчикам и себе и готовили чай для участников торжества. И это было очень трогательно.

В начале славных дел

Конечно, эра математики  началась уже в семидесятые, и не потому что филологи сдавали свои позиции, а потому что пришли математики с уровнем настоящих, как бы сейчас назвали, «профи». И последующие – восьмидесятые — годы будут принадлежать им. Но не сказать о них сейчас невозможно хотя бы  по  простой причине, объясняющей, как рождается любовь к математике. Этот секрет приоткрыли в 50-е годы Александра Андреевна Пилявская, в 60-е – Мария Тимофеевна Барышникова и Венера Викентьевна Белькова. Новые для школы математики начинали отнюдь не с чистого листа, но они принесли с собой столько энергии, задора, одержимости и идей, что все окружающие поняли: математике придётся уступать дорогу.

             Лариса Иовна Шубина в 1970 году пришла работать в школу №18, которую знала и боготворила  так же, как свою любимую учительницу – Лидию Александровну Бессонову. Ее пригласила на освободившееся место подруга и коллега по предмету Венера Викентьевна, уже трудившаяся здесь. Лариса Шубина работала в школе №89, что располагалась в самом конце Газетной. Так что переход в восемнадцатую был недолог: с одного конца улицы Газетной на другой. Сама выпускница этой школы, Лариса Иовна целью и смыслом своей деятельности, словом, своим жизненным кредо определила девиз «Все должно быть на «5», иначе нечего и браться за дело». И так со школьных и студенческих лет. Участвовала в спортивных состязаниях – всегда  оказывалась в лидерах. Поехали на студенческую целину – грамоты за ударный труд по освоению целинных и залежных земель.  Ее жизненная позиция проявилась с первых лет работы. Вспоминая первые годы Ларисы в школе №18, Галина Евгеньевна Зайцева рассказывает не только об  её исключительной работоспособности, но и, например, о том, как она просила дать ей не больше 10 часов математики, чтобы качественно подготовить учащихся. О своей любви к школе № 18 и, конечно же, к математике Лариса Иовна рассказывает: « Я пришла в свою родную школу с десятилетним стажем работы и вместе со своими выпускниками восьмилетней школы.  Восхищённая  работой талантливых руководителей и учителей И.Л.Цыпиной, Г.Е.Зайцевой, Л.А.Бессоновой, Ю.И.Гуляевой, В.И.Стрельниковой, а особенно математиков М.Т.Барышниковой и А.А.Пилявской, боялась только одного – не соответствовать их уровню. Безусловно, самым ярким примером и моим помощником в овладении педагогическим мастерством была любимая подруга и коллега Венера Белькова. В годы нашей работы более всего ценилось умение научить каждого по его способностям. Конечно, чтобы добиться желаемого результата, нужно было вести активный поиск действенных форм и методов работы с учениками на уроках и после них. Математические кружки начиная с четвёртого класса, перерастающие затем в факультативы, заочное обучение в ЗМШ при МГУ и в ЗМШ при МФТИ в старших классах – вот эта системная работа обеспечивала и увлечение предметом, и победы в олимпиадах, и успешное поступление в вузы, что, собственно, и создало негласную славу восемнадцатой как математической. И ещё, мы не только «варились в собственном соку», а многому учились у признанных корифеев математики, учителей – новаторов  Р.Г.Хазанкина (г.Белорецк Башкирия),  Б.С.Гельруда (г.Нижний Тагил),  А.М.Гольдмана (г.Москва), и кое-что удавалось».

Под парусами вдохновения

Математика Татьяну Константиновну Третьякову сначала все увидели как не совсем обычного классного руководителя. Есть в истории школы классы, которые запоминаются всеми и надолго. Таковым стал первый выпуск Татьяны Константиновны в 1981 году. Непривычно для десятого класса многочисленный – 40 человек, из которых 7 – отличники учёбы, а трое – Стрельников Владимир, Кизилова Ольга, Салахова Алла – были по окончанию школы награждены золотыми медалями. Но не о медалях и отличниках сейчас речь, хотя и чтобы они случились, нужны немалые усилия и педагогов, и классного руководителя, ибо чтобы пожинать плоды, нужно сначала сеять, говоря словами известного классика, «разумное, доброе, вечное». Удивительно, но молодая учительница, сама похожая на подростка, безошибочно поняла главное: учиться должно быть интересно – с учителем, друг с другом, с изучаемым материалом. Кажется, какой простой рецепт, но он действует только в том случае, когда учитель проживает все школьные годы вместе со своими учениками. На это способен не каждый. Татьяна Константиновна из числа одержимых в лучшем смысле этого слова. Иначе не объяснишь, что этот первый её класс успевал и путешествовать по родным и дальним просторам страны, и заниматься бальными танцами, и отдохнуть на море, и учиться в заочной математической школе при МГУ, и не в ущерб основной учёбе, а, как говорилось в старину, «только пользы для». Впрочем, это всего лишь прелюдия к ещё одному рассказу о семидесятых. Сюжет его достоин отдельного повествования в духе приключенческой литературы для школьников.  Как по закону жанра, кроме Татьяны Константиновны и её класса, здесь появляются и другие главные герои – Нонна Арсеньевна Тофило и моряки – дальневосточники. И сейчас самый раз вспомнить добрым словом Нонну Арсеньевну, замечательного учителя географии, энциклопедически начитанного и увлечённого человека, знатока родного края, любителя путешествий и мечтателя. Опытного географа и молодого математика объединило…вдохновение, с которым они брались за любое дело. Наверное, поэтому Нонна Арсеньевна организовала туристско — краеведческий кружок «Родонит» в классе Татьяны Константиновны.  Вероятно, многие учащиеся прошли школу туризма и изучения родного края в подобных объединениях, так как именно в семидесятых годах они и получили широкое распространение. Но вот совершить путешествие через всю страну, на самый край своей Родины – такое удивительно даже сегодня.

К сожалению, давно нет с нами Нонны Арсеньевны, которая, конечно, была инициатором поездки, а точнее будет сказать, этого незабываемого путешествия. Материалы о нем бережно хранятся в архивах Татьяны Константиновны. Фотографии, газетные вырезки, дневники путешествия, письма и телеграммы (с ума сойти!) с самого «Экватора», тихоокеанского научно — поискового судна, изучавшего строение океанского дна, морские течения, миграцию рыб, гостями которого в мае 1978 года стали учащиеся восемнадцатой.  

Перелистывая страницы путевого дневника семиклассницы, а точнее почти восьмиклассницы  Хориковой Светланы, читаем:

«… 21 мая. Первое, что мы увидели утром из окон вагона, это реку Иртыш, по которой плыли катера, самоходные баржи, буксиры… К вечеру пересекли Обь и подъехали к Новосибирску…

22 мая. Остановка в Красноярске…Проезжаем знаменитые Красноярские Столбы – скалистый природный заповедник; взору открывается величавый Енисей, воспетый поэтом Андреем Вознесенским; затем, окутанные синей дымкой, появляются Саяны…. В 14-00 останавливаемся в Тайшете, откуда начинается ветвь к Байкало-Амурской магистрали, грандиозной комсомольской стройки века….

23 мая. Проезжаем Иркутск, поезд идёт вдоль Ангары, единственной дочери Байкала. А вот и Байкал – величайшее озеро в мире. Первое впечатление настолько огромно, что дух захватывает от нерукотворной красоты и переполняет всех и каждого. Поезд то приближается совсем близко к воде, то удаляется от неё, и кажется, что озеро играет. Сказка продолжалась около четырёх часов…Потом были остановки в Улан-Удэ и в Петровском заводе, где отбывали каторгу сосланные декабристы. Прямо на перроне памятник в виде стены, в которую вставлены бюсты декабристов.

24 мая. Едем по Забайкалью среди гор, склоны которых покрыты цветущим багульником. Всё время вспоминается песня «Где-то на сопках багульник цветёт, сосны вонзаются в небо. Кажется, будто давно меня ждёт край, где ни разу я не был»…

25 мая. Сегодня мы пересекли Амур и проехали Хабаровск…

26 мая. Седьмой день нашего путешествия. Поезд движется вдоль границы с Китаем и реки Уссури….Впереди долгожданный Владивосток…» Если задуматься, то ведь это живая история и география страны…У вагона ребят уже ждали старший помощник капитана Самсонов Александр Иванович, первый помощник Неустроев Иван Васильевич и председатель судового комитета Симан Виктор Яковлевич, объявившие родонитовцам, что жить они будут на самом судне «Экватор», стоящем в бухте «Золотой Рог». И вот они уже поднимаются по трапу, чтобы две недели прожить в настоящей «морской» стихии…

Можно ещё рассказывать и рассказывать и о том, как готовились, как сами зарабатывали деньги на поездку, как переписывались с судовой командой… Совершенно зрелые «тётеньки» и «дяденьки» оживляются, перебивают друг друга, как дети, предаваясь воспоминаниям.  А ведь минуло 32 года! Да, память избирательна и стирает многое из повседневной школьной жизни, но никогда не забудутся эти запечатленные на фотографиях «чудные мгновенья», овеянные романтикой дальних дорог и новых открытий. Вот так под парусами вдохновения сказка становится былью. Благодаря молодому математику с душой романтика и вечно горящим, беспокойным сердцем – такой Татьяна Константиновна Третьякова вошла  в жизнь юного поколения семидесятых и, без преувеличения, стала образцом для подражания….Этот же класс в комсомольском возрасте. Вот случайно или не случайно сохранившаяся книга протоколов комсомольских собраний. На одном из них ребята размышляют о мещанстве и пошлости, на другом – спорят о смысле жизни…. Некоторые от удивления закатят глаза. Кто — от «древности» бумаг, кто — от их содержания, а кто — от неискоренимой привычки Татьяны Константиновны бережно сохранять всё, связанное с её любимыми учениками (а любимые у неё все – других не бывает). А может быть, сохраняя память о них и для них, она сохраняет самое главное – дух времени, что питал их души, взращивая способности дружить, сострадать, помогать, быть благодарным. Они дружат уже тридцать шесть лет – Татьяна Константиновна и её первый выпуск. Она им нужна и интересна по-прежнему. Не это ли и есть смысл учительского труда?

Команды молодости нашей

В предыдущей главе мы уже говорили, что в шестидесятые годы в школе были созданы условия для успешного развития командных игровых видов спорта. Волейболисты и баскетболисты лидировали в районных и городских соревнованиях в течение многих лет.

А в сентябре 1971 года в школу пришёл тренер-общественник по лёгкой атлетике Виктор Михайлович Четков. Работая инженером-конструктором СКТБ Высокогорского механического завода, он, как родитель двух учениц школы, вызвался на общественных началах тренировать юных  легкоатлетов  восемнадцатой. Предполагаю, как опять удивятся современные деловые люди, для которых время – деньги с их «ни с чем не сравнимым хрустом и запахом». Но было и есть ни с чем не сравнимое удовольствие от собственного вложенного труда, от пути к намеченной цели, свойственное людям самоотверженным и нетщеславным. Таким человеком был Виктор Михайлович. Ребята тренировались шесть раз в неделю круглый год. Состав команды обновлялся ежегодно в связи с уходом выпускников, но всегда легкоатлеты представляли собой сплочённый коллектив, организованный, дисциплинированный и стремящийся к высоким результатам. Небезынтересно даже нынешнему поколению узнать, что в 1971 году в легкоатлетической эстафете на приз газеты «Тагильский рабочий» команда школы №18 была лишь восемнадцатой. Через год тренировок стала уже шестой, через два года – второй, а  затем в течение  десятилетия – только первой. Более того, Виктору Михайловичу удалось вывести команду на стабильное третье место в области в эстафете на приз газеты «Уральский рабочий». Можно вспомнить и об осенних кроссах на приз «Героев труда», и о военно-спортивной игре «Орлёнок», где в 70-е годы  наши команды тоже первые.

Спортивные победы отмечали всей школой. Эту традицию ввела Галина Евгеньевна Зайцева, она же и проводила вечера чествования спортсменов. Надо было видеть, с какой гордостью смотрели на победителей мальчишки, а девчонки ещё и с восторгом.

Наверное, если собрать все дипломы, медали, кубки, заработанные в соревнованиях в 60-80-е годы, вполне мог бы получиться музей спортивной славы школы №18. Только ведь за наградами не всегда виден тот каждодневный и кропотливый труд наставников и их питомцев, которые стали гордостью школы: Ольга Четкова, Вера Погорельцева, Кириллов Юрий, Черных Юрий, Игорь и Дмитрий Базилевичи, Сергей Лапин.

Говоря о спортивных достижениях легкоатлетов и зарничников, волейболистов и баскетболистов, невозможно вновь не вспомнить большое событие в истории школы семидесятых, а именно строительство и введение в эксплуатацию пристроя со спортивным и актовым залами. Это было выстраданное детище директора школы Галины Евгеньевны Зайцевой. Но и без Ивана Ивановича Махаева, без его бескорыстной помощи, без его в буквальном смысле физического труда осуществить такой масштабный проект было бы невозможно.

В эти же шестидесятые – семидесятые годы, а точнее с 1962 по 1979 г.г., в школе №18 работал человек, без которого, как пелось в то время в известной песне, «здесь ничего бы не стояло». По крайней мере, ни пристрой  к школе не построить, ни капитальный ремонт пережить. Человек этот, называясь по должности не слишком интеллигентно «завхоз», на самом деле является третьим, а то и вторым лицом после директора, потому что обеспечивает материальное, физическое существование учебно — воспитательного процесса. Однако пора назвать и имя. Полина Ивановна Кривовос, хлопотливая, заботливая, отзывчивая, почти два десятилетия значила для учителей и учащихся гораздо больше, чем завхоз. Могла и пожурить, и тут же пожалеть, и тут же дать совет. О её отваге в годы  Великой Отечественной войны в этой книге уже говорилось. Но Полина Ивановна после войны исполнила свой главный долг – материнский. И вполне естественно, что дочь Галина, скромная, смышлёная, симпатичная, выросшая в стенах восемнадцатой, пришла работать в коллектив, в котором её уже знали.

В течение 17 лет Галина Мееровна Зудова (под таким именем знали и звали дочь Полины Ивановны все последующие поколения учителей и учеников) работала лаборантом в кабинете химии. И надо сказать, что, овладев всеми тонкостями химической науки, особенно рядом с таким учителем, как Фаина Николаевна Лагоша, Галина научилась разбираться в ней не хуже иного преподавателя. Бывало, что она проводила практические занятия вместо заболевшего учителя, и весьма успешно. В 1985 году, когда освободилось место секретаря директора, Лариса Иовна Шубина пригласила на это место аккуратную и исполнительную Галину Мееровну, где она трудится по сей день. Как в секретаре, в ней идеально сочетаются общительность с выдержанностью, строгость с умением располагать к себе.  Благодаря способности  выполнять любую работу тщательно, грамотно, оперативно, она в своём деле стала настоящим профессионалом и незаменимым помощником администрации. Обладая исключительной памятью, собранностью, аккуратностью, умело обращаясь со всеми видами  современной компьютерной техники, Галина Мееровна создала образцовый школьный архив. Но всё же самое главное, она является хранителем нетленной истории школы №18, и авторы этой книги благодарны ей за предоставление информационного архивного материала.

Как только не назовут впоследствии семидесятые годы! И застойными, и парадными, и беспечными. Не могут современные аналитики смириться с мыслью о том, например, что пионерия и комсомол были частью естественной повседневной жизни школьников. Но те, кто учился и окончил школу в семидесятых, как и те, кто тогда работал, помнят, что это было время созидания, а не разрушения, в том числе и нравственных установок. Бесспорно, великое противостояние двух систем и связанная с этим тотальная  пропаганда советского образа жизни, закрывающая глаза на недостатки, на негативные явления нашей действительности, мягко говоря,  не украшает эпоху семидесятых. Но это было преступление власти и прессы. А школа жила по-своему насыщенной жизнью, которая, пожалуй, не в меньшей, а в большей степени продолжалась после уроков. Хочется напомнить тем, кто забыл, что субботники и воскресники, встречи с интересными людьми и шефская помощь ветеранам Великой Отечественной войны, экспедиции по местам героев боевой и трудовой славы и «Моя Родина – СССР»  набрали полную силу именно в это время,  как и туристско – краеведческая работа, о которой мы уже говорили на страницах книги. Кстати,  многие школьные музеи начинали создаваться и открывались тоже в семидесятые годы. И в нашей восемнадцатой был в своё время геологический музей, собранный под руководством Нонны Арсеньевны Тофило.  К глубокому сожалению, её давно уже нет с нами, нет и того музея, но мы сейчас говорим об этом времени, значит, оно живо и живёт в пашей памяти.   

Живут во мне воспоминания.

Школа 70-х глазами выпускников 1980 и 1981 годов

Зашляпина (Тарантина) Наталья Рудольфовна, золотая медалистка 1980 года, ныне начальник металлографической лаборатории «Уралвагонзавода»:    =Школа для меня – это прежде всего верные школьные друзья, с которыми общаемся до сих пор; шумная насыщенная жизнь с олимпиадами, математическими боями, праздниками, субботниками, с военно-патриотическими играми «Зарница» и «Орлёнок», с комсомольскими собраниями и диспутами. И, конечно же, это наши учителя, такие разные, но бесконечно родные и любимые, которые дали нам огромнейший багаж знаний, научили стремлению к самосовершенствованию, оставшемуся в нас на всю жизнь.

Калягина (Лисовенко) Наталья Евгеньевна, золотая медалистка 1980 года, ныне судья Пригородного районного суда:

Восемнадцатая школа дала мне такие крепкие знания, что они действительно стали путёвкой в жизнь. Так случилось, что сначала я окончила институт народного хозяйства, торгово-экономический факультет, а через 17(!) лет пришлось снова переучиваться, осваивать новую профессию – юрист. И хочу отметить, что экзамены по русскому языку, истории, английскому я сдала на «отлично», успешнее, чем абитуриенты, недавно закончившие школу. Вот такие прочные знания по всем предметам получены у наших педагогов в школе №18. Я безмерно благодарна Галине Евгеньевне Зайцевой, Валентине Ивановне Стрельниковой, Александре Андреевне Пилявской, Венере Викентьевне Бельковой, Антонине Васильевне Арефьевой, Фаине Николаевне Лагоша, Милиссе Афанасьевне Гонтарь, Марии Васильевне Мадорской,  Иде Леонидовне Цыпиной.

Майорова (Бойко) Елена Николаевна, выпускница 1980 года, инженер-технолог швейного производства:

Чаще  всего мне вспоминается наш класс  и классный руководитель Ирина Константиновна Завитаева. В классе из 33 человек было 11 мальчиков и 22 девочки, а из 22-х девочек – 11(!) именовались Ленами. Ещё один интересный факт вытекает из наших школьных лет: у нас образовались три супружеские пары из одного класса(!) Вот такая школьная арифметика.

Солощенков Андрей, выпускник 1981 года:

Замечательный и даже в чём-то выдающийся класс, руководимый задорной, энергичной и любившей нас и любимой нами Татьяной Константиновной Третьяковой. Благодаря её усилиям мы всем классом учились и в заочной математической школе при МГУ, и бальным танцам. Нам повезло со школой и с учителями – это можно повторять и много лет спустя. Однако в то время были и свои минусы, например, чрезмерная политизация. Неловко вспоминать, как нас заставляли конспектировать статьи политических деятелей, изучать «Целину» Л.И.Брежнева, смотреть телевизионные трансляции 26-го съезда КПСС, хотя, конечно, всё это нисколько не умаляет главного, что нам дала школа – умений учиться, трудиться, ориентироваться в жизни.