ШКОЛА №18 в 1960-е гг.

…На любовь своё сердце настрою…  

После экзаменов в школьном саду. Бессонова Л.А. с учащимися.
После экзаменов в школьном саду. Бессонова Л.А. с учащимися.

Время шестидесятых ворвалось в нашу жизнь подобно первой весенней грозе после долгой холодной зимы — недаром его до сих пор называют «оттепелью». Было ли оно подготовлено успехами в области освоения космоса и мирного атома, или явилось дуновением свободы, повеявшим из 1956 года, только впервые после разрушений и восстановлений страна обратилась к «строительству» духовной жизни. В некотором роде это время было попыткой создания веры, но веры в человека, в его возможности, в его скрытый потенциал, а  1961 год обозначил нам и первого героя эпохи, и саму космическую тему, которая буквально пронизала всё вокруг.

Группа учащихся. 60-е годы
Группа учащихся. 60-е годы

И хотя развитие  научно-технической мысли определило престижность в первую очередь  политехнического образования, чтение и литературные дискуссии были широко распространены даже в среде «технарей». Именно в это время мы не по данным соц.исследований, а в реальности стали самой читающей страной, чем, как ни странно, гордимся до сих пор. Позывными времени, без преувеличения, были заимствованные из полюбившихся книг «спешите делать добро», «я отвечаю за всё», «дело, которому ты служишь», «во всём мне хочется дойти до самой сути…».  Время было ориентировано в некотором роде на идеализм, на романтизм, но именно это стало таким мощным стимулом к созиданию, к самосовершенствованию, к самоотверженному труду, какого после уж никогда не было.

Директор Цыпина И.Л. на празднике Последнего звонка.
Директор Цыпина И.Л. на празднике Последнего звонка.

В восемнадцатой шестидесятых сразу наметились или, скорее, определились гуманитарные традиции. Этому способствовало и назначение как раз в 1961 году директором  Иды Леонидовны Цыпиной. Она уже имела опыт руководящей работы, и что интересно, в непосредственной близи с восемнадцатой: была директором вечерней школы №1, располагавшейся до 1961 года в этом же здании. Талантливейший учитель истории, мудрый руководитель, умнейший  и  деликатнейший человек — абсолютно оправданно употребление превосходной степени в данном случае. При ней коллектив значительно обновился, но это обновление не только не ударило по престижу школы,  а подняло её  авторитет на ещё более значительную высоту. Основным направлением

Первоклассники 60-х
Первоклассники 60-х

стратегии Иды Леонидовны как директора была, безусловно, работа с кадрами, формирование по-настоящему «боеспособного» коллектива. Попасть в восемнадцатую в качестве учителя было далеко не просто. Однако, несмотря на высокие требования к подбору кадров, с молодыми специалистами принято было «возиться», как с ростками, выращивать тщательно и бережно, едва заметив даже скрытые способности, если, конечно, таковые имелись. Поэтому педагогический коллектив школы № 18 всегда состоял из ярких индивидуальностей. В 60-е годы сюда пришли работать двадцать два(!) новых учителя. Были среди них и молоденькие выпускницы пединститута и те, кто  уже имели небольшой педагогический опыт. Во всяком случае, возраст преподавателей колебался от 23 до 40 лет. Но совсем другие факты вызывают удивление и в данном случае неотделимое от него восхищение: никто из пришедших «шестидесятников» не ушёл из восемнадцатой до выслуги или до пенсии; все в разное время стали «Отличниками народного образования»; а главное — любимыми преподавателями любимых предметов. Хотя тон, безусловно, задавали преподаватели гуманитарных дисциплин.

Цыпины

Ида Леонидовна Цыпина, директор школы № 18 с 1961 по 1971 годы
Ида Леонидовна Цыпина, директор школы № 18 с 1961 по 1971 годы

Ида Леонидовна Цыпина прекрасно совмещала непростые директорские обязанности с преподаванием истории и обществоведения в старших классах. На уроки  к  ней ходили  учителя разных предметов,  чтобы разобраться в хитросплетениях нашей истории  или  получить порцию положительных эмоций, послушав её проникновенный голос,  а  молодым учителям хотелось понять:  как это она обходится без домашних заданий,  а  ученики всё запоминают  на уроках  и на экзаменах демонстрируют великолепные знания предмета,  даже  в процессе свободного обсуждения. А ещё она была мастером кропотливо, несуетно анализировать посещаемые ею уроки, доброжелательно, ненавязчиво указывая на допущенные молодым педагогом ошибки. Вдохновенность, убеждённость в великой миссии учительского труда и умение убеждать отличали  Иду Леонидовну настолько, что она, безусловно, была лидером десятилетия.

Говоря об Иде Леонидовне, нельзя не сказать о её удивительной семье, которая состояла из нескольких поколений педагогов, да ещё каких!  Называют которых Учителями с большой буквы. Отец, Леонид Иванович Цыпин,  в 30-е годы был заведующим Нижнетагильского ГОРОНО и вместе с директором школы  Егоровым  как мог помогал в её благоустройстве. Он стал во главе городского образования в 1933 году и трудился на этом посту до 1938 года.  Главным делом  его деятельности было одновременное строительство восьми типовых школ в короткий период  времени, за что, понятно, простите за иронию, в 1939 был арестован с широко известной формулировкой «за вредительство при строительстве учебных заведений».  Естественно,  в 1941 году он был оправдан и вновь назначен заведующим только теперь отделом народного образования Ленинского района. А мама, Зоя Степановна Цыпина, имеющая гимназическое и педагогическое образование, начала учительскую деятельность ещё в 20-е годы. Ну и послужной список у Зои Степановны! Руководитель курсов ликбеза, воспитатель детского  дома, заведующая курсами переподготовки учителей начальной школы, старший преподаватель Нижнетагильского пединститута. Свою педагогическую деятельность она завершила в школе №18, куда она пришла в качестве учителя истории в 1961 год. Зоя Степановна и Ида Леонидовна были историками уровня учителей — исследователей и аналитиков. И очень жаль, что династия Цыпиных – историков завершилась. В своё время обе дочери Иды Леонидовны – Ирина и Елена — получили педагогическое образование на факультете иностранных языков. Этот же факультет закончили в свою очередь  и их дочери. Но педагогическая деятельность младших поколений Цыпиных, к сожалению, к истории восемнадцатой школы уже не имеет отношения.

Галина Евгеньевна Зайцева

Г.Е. Зайцева, директор школы № 18 с 1971 по 1983 годы
Г.Е. Зайцева, директор школы № 18 с 1971 по 1983 годы

Легендарная Галина Евгеньевна Зайцева, начавшая свою деятельность в восемнадцатой в качестве учителя русского языка и литературы, в 60-е была уже организатором внеклассной работы с учащимися. Через 10 лет она станет организатором всей жизни  школы на посту директора. А пока она, молодая, красивая, энергичная, преподаёт литературу в старших классах, после уроков организует с комсомольцами диспуты, собрания, субботники, а вечерами готовится к занятиям в ею же созданном клубе любителей поэзии «Юность». Наверное, сама судьба послала в наш рабочий город Галину Евгеньевну из великого и древнего Суздаля, чтобы она привезла с собою свежий и пьянящий душу, уже к тому времени охватывающий молодое поколение всей страны  воздух свободы и поэзии.

Встречи с «Юностью»

Участники клуба любителей поэзии Юность с Галиной Евгеньевной Зайцевой
Участники клуба любителей поэзии Юность с Галиной Евгеньевной Зайцевой

          Клуб любителей поэзии «Юность» гостеприимно распахнул свои двери в средней школе № 18 осенью  1959 года. Название, конечно же, пришло от имени любимого журнала, который тогда, в 1959 году, тоже был совсем юн годами, так как начал издаваться в 1955 году, но уже стал частью молодежного досуга и чтения.

Тем, кто был первыми членами клуба «Юность», сейчас уже много за 60, и их последователям уже давно за 50. В истории школы № 18 сохранились их имена Андрей Шандер, Аля Мелехина, Петр Керн, Яков Шарф, Валерий Брайнин, Ольга Кузнецова, Татьяна Пологова, Нина Тягунова, Лена Цыпушкина…  Довольно многие из них, очарованные поэзией, сделали ее постоянной спутницей жизни, став учителями, библиотекарями, журналистами. Хотя, конечно, не это было целью объединения любителей поэзии. И сутью и целью поэтических вечеров была сама поэзия и тот особый дух, который присутствовал на них и после них. Дух, от которого хотелось быть лучше. Не выглядеть, а быть. Быть, а не казаться.

Здесь звучали стихи Маяковского и только что разрешенного Есенина; молодых Евтушенко, Вознесенского, Рождественского; поэтов-фронтовиков Межирова, Слуцкого, Луконина, Орлова; тагильских поэтов, погибших на фронте, Леонида Вилкомира  и никому не известной юной Ирины Лапиной. Здесь оставили автографы именитые гости Эдуард Асадов, Лев Сорокин, Сергей Островой.

Заседание клуба Юность
Заседание клуба Юность

Желающих читать стихи прибавлялось с каждым новым занятием клуба, а желающих послушать и таким образом стать приобщенным не могла вместить уже никакая аудитория школы.

Поэтому клуб,  фактически став общегородским, собирался теперь в актовом зале центральной городской библиотеки. А ещё позднее клуб «Юность» стал «выездным», и со своими программами ребята были желанными и зваными гостями воинских частей, сельских и поселковых домов культуры, исколесив таким образом половину Свердловской области.

С тех славных пор минуло полвека. Но вот дух «ЮНОСТИ» не развеялся ни во времени, ни от времени. Он живёт в тех, кто с ним вырос. В жизни и работе Аллы Мелехиной-Осиповой и Нины Тягуновой-Рак, ставших учителями литературы, Леночки Цыпушкиной-Ермиловой, окончившей библиотечный факультет Московского института культуры, и многих других.

Мы рассматриваем с Галиной Евгеньевной старый огромных размеров альбом клуба «Юность». Он пестрит черно-белыми фотографиями, пожелтевшими вырезками из газет, настоящими афишами, письмами, автографами, а больше всего отзывами о проведенных встречах и обращениями к самой Галине Евгеньевне. «Спасибо за вечную «Юность»!» — написал в альбоме еще в 1968 году поэт «Юности» Вилли Брайнин или Валерий Борисович Брайнин, ныне профессор музыки, автор уникальной технологии музыкального образования, живущий в Германии, работающий во Флоренции, Вене, Зальцбурге. А рядом автограф 1970 года от кинорежиссера киностудии «Беларусьфильм» Александра Пологова, бывшего члена клуба: «Трудно выбрать главное из главного. С этими годами связано становление творческого мироощущения, эстетических идеалов… Ненасытно впитывали в себя не только слова, но и запахи, воздух поэзии… Спасибо! Спасибо!» Совсем недавно Вилли Брайнин вновь побывал в городе юности с презентацией книги своих стихов и, конечно же, навестил Галину Евгеньевну, чтобы ещё раз встретиться с «Юностью».

Светлана Борисовна Борисюк, учитель русского языка и литературы
Светлана Борисовна Борисюк, учитель русского языка и литературы

Говоря о времени своей организаторской деятельности, Галина Евгеньевна вспоминает не только тотальное увлечение поэзией и «Юность». Высокое живёт рядом с обычным. Например, и спорт, и труд были повседневными средствами воспитания. Незабываемое лето 1970 года! Для старшеклассников – последнее лето детства. Летний трудовой лагерь в одном из совхозов Адлера. Совершенно огромный, по меркам сегодняшнего дня, коллектив учащихся вывезли на юг Галина Евгеньевна Зайцева, Венера Викентьевна Белькова, Светлана Борисовна Борисюк.  Но не уборку овощей опять-таки вспоминает Галина Евгеньевна, а тот урок межнационального общения, который получили местные и приезжие дети друг от друга. Конечно, наши старшеклассники получили соответствующий инструктаж: никогда ни при каких условиях не позволять себе ни одного оскорбительного слова в адрес другого. Только добро! Поэтому школьники из Нижнего Тагила  в свободное от работы время помогали местным решать задачи по математике и физике – и это в летние — то дни! А хозяева провожали гостей со слезами на глазах и с гостинцами до самого поезда и всё уговаривали приехать снова. Вот уж поистине «сейте разумное, доброе, вечное» — и весь рецепт предупреждения конфликтов и межличностных, и межнациональных. Эти поездки в южный трудовой лагерь стали прекрасной школой самоуправления и самовоспитания в иных условиях, дали ребятам возможность проявить лучшие свои качества, потому что всё приходилось делать самим: готовить, стирать, убирать, устраивать досуг, а главное, заботиться о других. Таких примеров и воспоминаний у Галины Евгеньевны хватило бы на отдельную книгу, которую, к слову сказать, она давно заслужила.

И физики и лирики

А школа №18 времён 60-х годов ещё некоторое время продолжает оставаться базовой площадкой педагогического института, и это обстоятельство накладывает определённые обязательства — быть образцом, не ронять «чести мундира». Гордиться можно было и «физиками» и «лириками». Обеспечивался высочайший уровень культуры, которым отличался педагогический коллектив школы шестидесятых.  Это было время дискуссий физиков и лириков, чтения толстых журналов, обсуждений прочитанного, одним словом, время книголюбов.

Валентина Ивановна Стрельникова, учитель русского языка и литературы
Валентина Ивановна Стрельникова, учитель русского языка и литературы

Объединение словесников, возглавляемое Валентиной Ивановной Стрельниковой,  в течение многих лет было лучшим в городе. Сама она пришла в эту школу в начале 60-х и осталась на 30 лет самоотверженного и блестящего труда, чтобы выучить тысячи учеников, чтобы  научить секретам мастерства десятки молодых учителей. «Валентина Ивановна – самый яркий пример того, каким должен быть настоящий учитель. Она покоряла остротой и логикой мышления в такой же мере, как и умением терпеливо и настойчиво добиваться высоких результатов. Я училась у Валентины Ивановны, как сделать привлекательным обычный урок русского языка, да ещё так, чтобы загружались и разум, и сердце, и душа.  Например, благодаря Валентине Ивановне урок — грамматический бой превратился из формы занимательности в событие,  к которому готовились, как к празднику русского языка, всей школой:  издавались стенгазеты, рисовались эмблемы команд и шарады для разгадывания, перекраивались и сочинялись песни, а главное, все были  погружены в просторы и тайны родного языка»,-  вспоминает учитель русского языка и литературы Валентина Киоссе,  прошедшая, будучи молодым специалистом, школу

Юлия Иосифовна Гуляева, учитель русского языка и литературы
Юлия Иосифовна Гуляева, учитель русского языка и литературы

наставничества В.И. Стрельниковой. Гармонично дополняла непревзойдённого «русиста» Валентину Ивановну замечательный «литератор» Юлия Иосифовна Гуляева. Она умела передать, на первый взгляд, непередаваемое — душу произведения, лирического ли, прозаического – любого. Что касается стихов, то она их знала наизусть сотни. И вообще казалось, что она знает ответы на все вопросы и литературы, и жизни. Когда на уроке литературы учитель задает непростые вопросы, а ученики прекрасно отвечают, это свидетельствует о хорошей подготовке. А когда на том же уроке вопросы задают дети, это означает, что учителю удалось самое главное —  пробудить интерес к проблемам, поставленным автором, включить мышление, заставить работать воображение. На «разговоры по душам» после уроков ребята готовы были оставаться в её кабинете каждый день, потому что она была человеком не только энциклопедически начитанным, но и мудрым и вникающим во все проблемы детей и подростков. К ней хотелось прижаться и почувствовать себя защищённым от всех напастей и понять всё непонятное.

Нэлли Николаевна Зашляпина, учитель русского языка и литературы
Нэлли Николаевна Зашляпина, учитель русского языка и литературы

Элегантная и эрудированная, динамичная и стремительная, искренняя и искрящаяся юмором, Нэлли Николаевна Зашляпина пленяла подростков с первого урока ещё и тем, что была талантливой выдумщицей: на ходу сочиняла игры, конкурсы, загадки, превращая уроки русского языка в праздник. Позитив и радушие, бодрость и радость исходили и от Ирины Константиновны Завитаевой. Энергия, инициатива, а главное, неравнодушие — этим руководствовалась Ирина Константиновна и в работе учителя русского языка и литературы, и впоследствии  в  деятельности организатора, благодаря которой воспитательный потенциал школы по действенности, продуктивности, масштабности становится «равновелик» образовательному. А ей, делегату Московского международного фестиваля молодёжи и студентов, стать организатором было и по силам, и по душе, и по характеру. О ней всегда говорили, что приходит на работу раньше всех, а уходит позже всех. Это замечали особенно зимой, по одиноко светящемуся в утренних или вечерних сумерках  окну организаторской.

Учителя иностранных языков, Мария Васильевна Мадорская,

Ирина Константиновна Завитаева, организатор воспитательной работы, учитель русского языка и литературы
Ирина Константиновна Завитаева, организатор воспитательной работы, учитель русского языка и литературы

преподававшая английский, и Вера Петровна Лазарева, преподаватель французского, были настолько образованны и интеллигентны, что казались пришедшими из школы 19 века, ещё не «модернизированной» многочисленными реформами. И уважение к иностранному языку, ставшее, бесспорно, ещё одной образовательной традицией школы №18, началось с уроков и с присутствия в ней Марии Васильевны и Веры Петровны. Немного другой была Инна Васильевна Калягина, пришедшая в 60-е же годы преподавать немецкий язык. Всегда очень дружелюбная, энергичная, приветливая, она буквально заражала своей кипучей деятельностью и на уроках, и в работе с классами. Её усилиями Клуб интернациональной дружбы, ею же организованный, стал лучшим в городе. В музее гимназии до сих пор хранятся письма друзей из ГДР, переданные Еленой Викторовной Васильевой, бывшей в пионерские годы президентом  школьного КИДа Леной Федюниной. Переписка велась исключительно на немецком языке, что прививало особый интерес к изучаемому предмету.

Не менее сильны как предметники были и учителя математики и естественно-научных дисциплин.

В начале 60-х годов почти одновременно в школе появились новые математики – Мария Тимофеевна Барышникова, чей трудовой стаж начался ещё в годы Великой Отечественной войны  и  юная Венера Викентьевна Белькова . Объединяла их, совершенно разных, абсолютная скромность и огромная работоспособность, тщательность, кропотливость. Венера Викентьевна умела не просто учить, а зажигать математикой. Увлечённые предметом, её ученики бежали на факультатив к нулевому уроку, а после уроков она сама, не жалея своего времени, проводила дополнительные занятия с теми, кто с трудом овладевал программой.

Пилявская А.А. 50-60-е гг.
Пилявская А.А. 50-60-е гг.

Учитель химии Фаина Николаевна Лагоша в своём предмете тоже была мастером высокого класса. Она создала уникальную форму проверки знаний по химии — Менделеевский зачёт. Сдавали его все изучающие предмет. И химия была одним из почитаемых предметов в школе, что встречается нечасто.

Милисса Афанасьевна Гонтарь пришла преподавать физику выпускницей физмата и в течение трёх десятков лет была ведущим учителем школы и района, для ребят — доброй и любимой учительницей, а для коллег ещё и внимательным и заботливым профоргом, активистом клуба книголюбов, организатором досуга и отдыха педагогов и их детей. Может быть, поэтому и работа спорилась. Помнится, что кабинет физики был самым холодным в школе, но на переменах учителя забегали именно туда «согреться» душой, поговорив с Милиссой Афанасьевной обо всём.

Для биолога Таисии Сергеевны Кухтиченко школа №18 являлась, наверное, не вторым, а первым домом. В этой школе прошла вся её недолгая жизнь. Она была хорошим учителем биологии, но главной сутью  её деятельности  была, может быть, не биология, а дети, которых она поддерживала, опекала в трудные минуты (и классы ей всегда доставались тоже трудные); которым она, не жалея ни времени, ни сил, ни здоровья, помогала в учёбе по любому предмету, от решения математических задач до написания сочинений по литературе. В 60-егоды, о которых сейчас идёт речь, Таисия Сергеевна была просто Тасей, молоденькой пионервожатой, любимицей ребят, которые ходили за ней по пятам, худенькой симпатичной девушкой с горячим сердцем и горящими глазами.

Ещё в 1954 году Нижнетагильским пединститутом была принята на должность заведующей библиотекой базовой школы №18 Галина Ильинична Котельникова. Скромная и великая труженица, она сделала школьную библиотеку одной из лучших в городе и области. Кажется, не было в нашей восемнадцатой более строгого и бережливого хранителя книги. Но запомнилось и то, с какой любовью и задушевностью она проводила библиотечные уроки, праздники под названием «книжкины именины», литературные викторины, конкурсы иллюстраций к любимым произведениям. А любимыми в то время были книги Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Владислава Крапивина… До дыр зачитывались повести Анатолия Рыбакова и романы Вениамина Каверина, очередь устраивалась за свежими номерами журнала «Юность». «Юность», «Юность», какими зовущими куда-то в заоблачные дали, в дальние походы, вперёд и ввысь от обыденности и суеты казались даже рисунки на обложке каждого нового номера, не говоря уж о стихах, которые переписывались в блокноты и заветные тетрадочки, и рассказах, которые пересказывались друг другу на переменах! Так уж случилось, что «Юность» стала неким символом времени и символом школы №18 в этом времени.

Но в известной мере лицо школы поддерживается и работающими в ней мужчинами. В конце пятидесятых годов в восемнадцатой школе появился скромный, даже несколько застенчивый молодой человек Василий Евтехов, учитель трудового обучения. Сорок лет он был не только опорой школы, но и её душой и совестью. Тогда в школе было две мастерских – столярная и слесарная, и обе они не закрывались до  вечера, мальчишек невозможно было выгнать оттуда. Ученики  Василия Еремеевича первыми открыли счёт победам в городских выставках детского технического творчества в разделе «Станки и приспособления для школьных мастерских». Кроме этого, ребята выполняли и производственные заказы – для Лайского совхоза, для Горгаза и МИЗа – и по–доброму этим гордились. Василий Еремеевич никогда никому и ни в чём не отказывал. Он ремонтировал замки, парты, выключатели, даже порой вытачивал набойки на каблуки, сочувствуя коллегам – женщинам.  Но к нему хотелось подойти и поговорить просто так, настолько он был внимателен, интеллигентен, тактичен, благороден. Кстати, наставником его был тесть Пётр Петрович Сексяев, а преемником стал сын Андрей Васильевич Евтехов.

 

Иван Иванович Махаев в молодости
Иван Иванович Махаев в молодости

Другой учитель-фронтовик Иван Иванович Махаев пришёл преподавать физкультуру. В 60-е годы этот предмет любили все, потому что быть нездоровым было просто неприлично. Нормы ГТО сдавали все, да ещё старались получить золотой или хотя бы серебряный значок. Ивана Ивановича уважали  за почти военную выправку, за прекрасную физическую форму, которую он сохранил, несмотря на ранения и контузию; за преданность делу и спорту. Именно в это время начали складываться и спортивные традиции школы. Особенно славились наши команды баскетболистов и волейболистов, так как и сам Иван Иванович любил командные виды спорта, а больше всего спортивные игры. Для многих выпускников спорт под влиянием Ивана Ивановича стал нормой и образом жизни, а для некоторых и профессией. Так, Черных  Вячеслав стал тренером по лёгкой атлетике, Погорелкина Вера – тренером по художественной гимнастике, Тяжельников Михаил – тренером по горным лыжам.

С именем Ивана Ивановича Махаева связана история строительства пристроя к школе, в котором размещаются сегодня  спортивный и актовый залы. Но это произошло в следующее десятилетие.

Учительница первая моя

Порой мы забываем, что всё в школе начинается с первого класса. Какими приходят  сюда дети, зачастую мы просто не знаем. И только он, первый учитель, знает, сколько нужно терпенья, упорства, сил, времени и здоровья, чтобы выпустить в основное звено школы ученика, способного не только читать и писать, но и внимать, мыслить и откликаться душой.

Восемнадцатой школе всегда везло и с учителями начальных классов. В этой книге уже говорилось о Галине Александровне Задориной, Антонине Васильевне Арефьевой,  Анисье Михайловне Васильковой, Клавдии Александровне Сидоровой, Таисии Степановне Бушиной, Анне Лазаревне Фёдоровой, которые работали в

60-е годы. С классным руководителем Галиной Евгеньевной Зайцевой
60-е годы. С классным руководителем Галиной Евгеньевной Зайцевой

школе с 40-50-х годов и являлись мощной опорой всего коллектива. В шестидесятые объединение учителей начальных классов пополнили новые педагоги: Людмила Борисовна Калмыкова, выпускница школы, и педагоги с уже имеющимся опытом Надежда Васильевна Любушкина и Галина Ивановна Субботина. Пройдёт всего десяток лет, и в 70-е годы они уже будут составлять костяк учителей начальной школы и опекать совсем молодых. Скромная и трудолюбивая Галина Ивановна Субботина всегда боялась излишней публичности и шумихи вокруг своего  имени, хотя она девять лет возглавляла методическое объединение учителей начальной школы. Она первая в городе создала кабинет трудового обучения для начальных классов. На уроки труда  к ней ходили учиться все учителя города. Галиной Ивановной разработан весь комплекс уроков трудового обучения малышей, включая наглядные пособия и дидактический материал для каждого занятия. 

Надежда Васильевна Любушкина была в буквальном смысле надеждой и для самого отстающего ученика, и для самого неопытного молодого учителя,  потому  что терпеливо помогала всем, кому могла, и всем, чем

На ноовогоднем вечере в школе с Л.А. Бессоновой
На ноовогоднем вечере в школе с Л.А. Бессоновой

могла, — вниманием, советом, каким-то методическим пособием, а больше всего своим умением не впадать в панику ни при каких обстоятельствах, а искать единственно правильный выход. Такой урок она сама получила именно в этой школе, накануне своего первого здешнего  «первого сентября». Из воспоминаний Надежды Васильевны: «После получения приказа о назначении в восемнадцатую школу на другой же день попала на августовскую конференцию. В докладе заведующего ГорОНО то и дело упоминается школа №18: хорошая дисциплина, дружный работоспособный коллектив, высокий процент поступления в вузы, призовые места на олимпиадах и смотрах… Один из докладов на конференции на тему «Научная организация труда учителя» сделала завуч школы №18 Козоровицкая Л.А. «Не смогу я соответствовать такой школе, не потяну», — испугалась я и …не пошла на следующий день в школу. А вечером 31 августа ко мне пришла Галина Ивановна Котельникова. Она долго убеждала меня отказаться от принятого решения, рассказывала о жизни и традициях коллектива, о замечательных людях… . И 1 сентября, даже без планов (уже некогда было составлять их), с одними набросками я начала свою работу в школе № 18. Большую моральную и методическую поддержку мне оказали директор Цыпина И.Л. и завуч Козоровицкая Л.А.  И  все годы  до самой пенсии  я работала  здесь с удовольствием».

Живут во мне воспоминания

Выпускной класс 1961 года.
Выпускной класс 1961 года.

Школа шестидесятых в воспоминаниях учителя и выпускника

Завершают разговор о школе шестидесятых те, кому по праву принадлежит это время: Милисса Афанасьевна Гонтарь, учитель физики, ветеран педагогического труда; Елена Фёдоровна Ермилова (в школе Цыпушкина), библиотекарь ЦГБ, выпускница 1969 года, Мария Райнгольдовна Базарова (в школе Нейбауэр), руководитель музея народного образования, выпускница 1966 года и Анатолий Георгиевич Кучин, ведущий научный сотрудник Института физики металлов Уральского Отделения РАН, выпускник 1969 года.

Какой осталась в вашей памяти 18-я школа шестидесятых?

Милисса Афанасьевна, учитель физики:

1967Прежде всего, крепкий, дружный учительский коллектив, в который в 1962 году влилось сразу много новых учителей, в основном молодых, энергичных, одарённых, желающих работать, не считаясь с личным временем. Почти два десятка лет коллектив был стабильным,  отсутствовала так называемая текучка кадров. Более того, мы жили и  работали, как одна семья, потому что во всём помогали друг другу, дружили, семьями проводили досуг, праздники. Эта дружба продолжается  и по сей день. Жаль, что многие уже ушли от нас в мир иной, но мы помним о них всегда. Спокойная, доброжелательная атмосфера, конечно, создавалась директором школы Идой Леонидовной, которая никогда не давала повода для раздора или расстройства коллектива, переживая про себя все школьные неудачи. Может быть, поэтому и работалось  с радостью и  интересом, несмотря на определённые трудности. Например, огромная переполненность школы в целом и каждого класса в отдельности – по 45 и более человек. Микрорайон вокруг застраивался многоквартирными домами, а другой школы ещё не было.

Елена Фёдоровна, выпускница 60-х:

 Школу шестидесятых вспоминаю с радостью и грустью, как детство, как первую любовь. Простота и

1960 г. Новогодний вечер в школе № 18
1960 г. Новогодний вечер в школе № 18

естественность, дружба и взаимовыручка составляли стиль отношений в той школе. Поразительно, но школьная форма и скромность внешнего вида не заслоняли индивидуальности каждого, потому что она проявлялась в культуре, в поступках, в увлечениях. Самым массовым увлечением была, безусловно, поэзия. Нам посчастливилось учиться у Галины Евгеньевны Зайцевой и посещать клуб любителей поэзии «Юность», ставший как раз знаковым явлением шестидесятых годов. Как и школьное радио – неизменный спутник весёлых переменок, праздников, вечеров для старшеклассников, которые мы всегда ожидали с особым волнением. Как и диспуты о смысле жизни, об истинных и мнимых ценностях и многое другое. Я благодарна школе шестидесятых за то, что она была именно такой, какой была.

Мария Райнгольдовна, выпускница 60-х:

На прогулке с Сидоровой К.А. мимо школьного фонтана
На прогулке с Сидоровой К.А. мимо школьного фонтана

Для меня восемнадцатая школа стала настоящей подготовкой к дальнейшей деятельности в качестве вожатой  Всероссийского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». Я окончила школу в 1966 году, когда выпускались одновременно и десятые и одиннадцатые классы, т. е. классы  с производственным обучением – подготовкой пионервожатых. Я училась как раз в таком классе. Класс в основном был девичий, но скучать нам не приходилось, так как учёба сопровождалась  широкой практикой – занятиями с детьми. Мы  на протяжение всей учёбы в старших классах носили форму пионерских вожатых – василькового цвета блузки и тёмно-синие юбки и ,конечно же, пионерские галстуки. Но в школе и кроме нашей работы с пионерами была интересная и бурная общественная жизнь. Почему-то вспоминается наш школьный отряд ЮДМ, возглавляемый старшеклассником Сашей Пологовым. Чаще всего они возились с трудными подростками. И ведь получалось! Мне кажется, что главная черта

На первомайской демонстрации. 1961 год
На первомайской демонстрации. 1961 год

выпускника шестидесятых – ярко выраженная, активная жизненная позиция, она формировалась под непосредственным влиянием наших учителей и лично Галины Евгеньевны Зайцевой. В этом же году окончила школу Валя Валова, нынешний мэр города Нижний Тагил Валентина Павловна Исаева. Она и в школе была личностью, яркой индивидуальностью, инициатором и вдохновителем добрых дел. Я помню, что она долгое время возглавляла городской совет старшеклассников при горкоме ВЛКСМ, и, конечно, Валя была авторитетным лидером.   А вообще невозможно переоценить то, что дала нам школа восемнадцать и наши учителя. Позитивное отношение к окружающим и в то же время нетерпимость к жестокости и злу, жизнестойкость и неистребимая тяга к знаниям, к книге, к культуре – это всё в нас от восемнадцатой.

Анатолий Георгиевич, выпускник 60-х:

В гости к художнику с Валентиной Ивановной Стрельниковой
В гости к художнику с Валентиной Ивановной Стрельниковой

Наш подростковый возраст счастливо совпал с атмосферой  60-х годов, в которой жили хоть и небогато, но щедро и раскованно. А тут ещё появились Высоцкий, Веа….., вдруг наполнившие окружающий мир доселе неслыханными яркими звуками и впечатлениями! В общем, это был праздник жизни, заметно помрачневший вместе с окончанием школы.

Школьная жизнь бурлила благодаря моторному завучу по воспитательной работе Галине Евгеньевне Зайцевой, неукротимой энергии которой хватило и на организацию городского клуба любителей поэзии, куда она незамедлительно вовлекла и нас как учитель литературы. А её уроки литературы были наполнены воспитанием гражданственности и побуждали к активной жизненной позиции. Вот уж поистине «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…».

Помнятся походы и просто выезды за город с классным руководителем Милиссой Афонасьевной Гонтарь. (Кстати, преподававшей физику, которая стала моей профессией, за что я бесконечно благодарен учителю.) Особенно запомнился многодневный поход на гору Белая, когда в конце мая вдруг выпал снег, и обратно мы брели по труднопроходимому месиву из грязи и снега. Но ребята держали марку перед девочками и брали на себя по максимуму, и в этом тоже был урок,  воспитывающий желание быть сильным и благородным. С благодарностью вспоминаю летний трудовой лагерь: в предстоящих вскоре аналогичных студенческих

С любимыми учителями. В центре Г.Е. Зайцева
С любимыми учителями. В центре Г.Е. Зайцева

работах на полях всё было по-взрослому и гораздо хуже. Из нашего класса сформировалась школьная команда краеведов; незабываемы поездки на поиски минералов, на соревнования и слёты в палаточные лагеря. В годы перед выпуском из класса выкристаллизовался устойчивый круг друзей (Порозов Виктор, Пустобаева (вскоре тоже Порозова) Тамара, Цыпушкина Лена, Горбунов Александр и я), которые и сейчас, по прошествии сорока лет, почти что родные, не говоря уже об образовавшейся семье Порозовых. Ценность этой дружбы с годами только возрастает, и я опять-таки благодарен школе №18. В старших классах нами руководила Фаина Николаевна Лагоша, в безупречном таланте воспитателя которой я убедился после, обучая обеих её дочек в школе №44, — вот так, бывает, замысловато пересекаются судьбы. Будучи молодым специалистом, я некоторое время преподавал физику и часто испытывал чувство стыда за недавнего самого себя, наблюдая нелепые выходки уже своих учеников. С тех пор ощущение вины перед своими учителями у меня сравнимо только с огромным чувством благодарности к ним, потому что самому лучшему в нас мы обязаны школе №18, по крайней мере школе 60-х.