Время математических боёв и побед.
80-е годы
Звёзды зажигают математики
Своеобразие восьмидесятых годов во многом определилось, во-первых, творческой профессиональной деятельностью пришедших в семидесятые математиков, а во-вторых, появлением в 1983 году на посту директора школы математика Ларисы Иовны Шубиной, к тому времени уже Заслуженного учителя. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что заместителем директора по учебной работе ещё некоторое время оставалась Венера Викентьевна Белькова, поистине выдающийся математик и наставник. Никто не будет спорить, что это десятилетие во многом принадлежало им, математикам. Под стать руководителям подобралась и «команда» математиков, состоящая из ветеранов педагогического труда Александры Андреевны Пилявской и Марии Тимофеевны Барышниковой и молодых талантливых специалистов Татьяны Третьяковой и Татьяны Втюриной, ставшей через некоторое время Костенко.
В школе проводилась интенсивная внеклассная работа по математике. Учащиеся среднего звена, начиная с 5-го класса, занимались в математическом кружке «Квант» — это было любимое детище Венеры Викентьевны. Старшеклассники осваивали программу заочной математической школы при МГУ имени Ломоносова и МФТИ имени Баумана. Такую форму работы инициировали Лариса Иовна и Татьяна Константиновна, которые долгие годы работали в единой связке. Результаты не заставили себя долго ждать: победы на олимпиадах по математике восемнадцатая школа делила только со школой №9, в которой трудился Борис Соломонович Гельруд. Однако соперничество с учениками Гельруда делало честь любой школе. Ещё не имея классов с углублённым изучением математики, восемнадцатая уже негласно «числилась» математической. И хотя здесь всегда работали хорошие преподаватели предмета, именно с середины семидесятых в школе образовалась ситуация «наибольшего благоприятствования» для развития математических традиций, то есть желания совпали с возможностями. Это произошло потому, что в одном и том же месте с одной и той же целью встретились В.В.Белькова, Л.И.Шубина, Т.К.Третьякова, Т.Г.Костенко. И хотя эти имена назывались уже неоднократно, всё равно кажется, что чего-то главного ещё не сказано, либо сказано не всё, либо сказано не обо всех.
Безусловно, благодаря и математическим победам, школа во главе с директором, к тому же делегатом 27-го съезда партии, первой в городе получила возможность для создания компьютерного класса, и такой класс был открыт в школе № 18 в 1987 году. Тогда это было событием, о котором сообщила даже газета «Пионерская правда». Дети Нижнего Тагила получили возможность изучать информатику!
Есть упоение в бою…
Официально классы с углублённым изучением математики открылись тоже в 1987 году. Однако эти классы были следствием огромной творческой деятельности учителей, блестящих результатов и настоящих математических «боёв», которые можно назвать культовыми событиями десятилетия. Об этом лучше других расскажет сама Лариса Иовна Шубина:
«Настоящими общешкольными праздниками стали математические бои, которые проводились ежегодно с 1972 по 1992 год. О такой форме математических состязаний мы с Венерой Викентьевной, как и наши старшеклассники, узнали из физико-математического журнала «Квант», который был настольным периодическим изданием для школьников, увлечённых предметом. Думаю, небезынтересно вспомнить, как проводились математические бои. Накануне комплектовались две команды по двадцать человек. В каждой «сборной» учащиеся с четвёртого по десятый классы. Команды получают пакеты с двадцатью заданиями и отправляются в отдельные классы для обсуждения, процесс которого шутливо назывался «ночными бдениями». Коллективность обсуждения в той ситуации только способствовала проявлению индивидуальности каждого, потому что неловко подводить команду. А назавтра происходил непосредственно сам бой, начинающийся с приветственного обращения к его участникам членов жюри. В него обычно входили студенты – бывшие выпускники школы и участники прежних боёв, поэтому и проводилось главное математическое мероприятие года во время зимних студенческих каникул. После приветствия капитан одной из команд вызывает специалиста по указанной задаче. Команда соперника представляет оппонента. Идёт соревнование, как на ринге, азарт захватывает не только участников, но и болельщиков. Втягиваясь в спор, следя за доводами, сравнивая результаты, ребята учатся мыслить. И самое ценное – детей начинает интересовать математика как наука, увлекающая за собой. По признанию некоторых родителей, побывавших на наших баталиях, они никогда прежде не подозревали, какие возможности для живого, содержательного разговора таит в себе математическая задача. Кроме того, математические бои так «заразили» учащихся и учителей, что по их примеру стали проводиться грамматические и исторические бои.»
Многие участники легендарных математических боёв стали потом студентами физико-математических факультетов и других технических специальностей лучших учебных заведений страны: МГУ, МИФИ, УПИ, УрГУ и других. Старшее поколение учителей помнит Владимира Стрельникова и Дмитрия Волкова, Андрея Солощенкова и Александра Жилина, Наталью Дормидонтову и Андрея Ярина, Константина Майорова и Валерия Салахова, Сергея Бастрикова и Татьяну Кузьминых, Дмитрия Белькова и Инну Серову, Алексея Тарасова и Дмитрия Бородич. Список этот бесконечно долог и бесконечно дорог их наставникам. Так же, как и такой факт, например, что одна из лучших учениц школы Таня Кузьминых, окончив физико – математический факультет, стала одним из лучших преподавателей математики города и политехнической гимназии Татьяной Сабуровой, учителем – методистом, лауреатом президентского гранта.
Слагаемые характера
Татьяна Геннадьевна Втюрина (Костенко) появилась в этой школе в 1980 году и с первых же шагов зарекомендовала себя сильным и требовательным учителем. Возможно потому, что она потомственный учитель, ее призвание определилось еще в ранней юности и обернулось буквально через несколько лет работы в школе признанием – всеобщим, безапелляционным – учеников, коллег, родителей. У нее «особенная стать» во всем: в слегка горделивой осанке, в немногословности, но требовательно-сдержанной манере разговаривать, в, казалось бы, неторопливом и несуетливом ведении урока, в течение которого ученики успевают выполнять поистине стахановские нормы. Когда видишь ее урок, ощущаешь в первую очередь не присутствие учителя с его красноречием, а азартное, хотя и деловое погружение в поиски решений. У Татьяны Геннадьевны работают все и каждый, потому что, если ребенок пришел учиться, он хочет попасть в класс к Татьяне Геннадьевне. Если он не хочет учиться, родители стараются определить его опять же к Татьяне Геннадьевне, потому что она обязательно научит! Казалось бы, уроки математики в расписании каждый день, но ведь бегут ребята после уроков в математический кружок, на факультатив, на индивидуальные занятия. Она своим умелым педагогическим чутьем определяет «математическое» дарование и на этих детей не жалеет ни сил, ни времени, чтобы вырастить из них не просто конкурентоспособных выпускников, а таких, для которых нет конкурентов вообще. Конечно, Татьяна Геннадьевна чрезвычайно требовательна, но ее требования начинаются в первую очередь с жесткой требовательности к себе, к своей дочери Наталье, студентке Санкт-Петербургского университета. Невероятная работоспособность, организованность, привычка доводить каждое дело до конца, не останавливаться перед нерешенной задачей – вот слагаемые успеха Татьяны Геннадьевны, и этому она учит своих детей. Устает ли она? Да, иногда невероятно устает. Ведь на таком высоком уровне она работает уже 34 года, из них 31 – в школе № 18.
Незабываемая
Памяти Венеры Викентьевны Бельковой
К сожалению, 80-е годы отмечены и трагическими событиями в истории нашей школы. Иными словами, это были годы невосполнимых потерь. Безвременно ушли из жизни Субботина Г.И., Кухтиченко Т.С. и Белькова В.В. Смерть близких людей – всегда трагедия. Но безвременная смерть Венеры Викентьевны надолго «парализовала» педагогический коллектив, потому что было ощущение, будто из всех вместе и из каждого в отдельности вынули душу… Для многих она была больше, чем коллега по работе: для кого – близкий друг, для других — образец для подражания и для всех – педагог и завуч, каких, вроде бы, и в природе быть не может. Бывают завучи, такие же внимательные и кропотливые, но которые во всём и во всех, опять же в силу своей старательности, замечают даже малейшие недостатки. Венера Викентьевна в каждом прежде всего видела хорошее, замечала даже то, что, казалось бы, скрыто в человеке за неуверенностью в себе…. Из воспоминаний близкого друга Венеры Викентьевны, директора школы Ларисы Иовны Шубиной: «За свои 47 лет жизни она оставила яркий след в сердцах всех, кто её знал. Все годы – лучшая! Отличница в школе и институте, «Отличник народного образования» – вот качество её жизни! Не случайно первую, то есть лучшую свою выпускницу 1955 года НТГПИ направил в свою базовую школу № 18, и здесь она работала все свои трудовые 29 лет учителем математики, а последние 10 лет – и заместителем директора по учебной работе. И всегда – это самый любимый учитель, подруга, коллега, наставник. И выпускники, и учителя школы отмечали то главное, чем выделялась Венера Викентьевна – интеллигентность и профессионализм, огромный потенциал жизненного оптимизма и природную доброту…
…На уроках математики Венеры Викентьевны, казалось, классная комната была заполнена светом, исходящим от неё. У неё был мягкий, неторопливый голос, удивительное умение слушать и слышать ученика. Практически каждый её ученик имел индивидуальную программу на уроке и был за этот же урок оценён или успевал получить разъяснение. Непостижимо, как Венера Викентьевна так много успевала за 45 минут урока! При этом, как говорят выпускники и коллеги, самым запоминающимся в ней был её добрый и заразительный смех. Так мог смеяться только счастливый человек».
Как же ей это удавалось, постоянно загруженной служебными и семейными заботами, оставаться светлой, искренней, излучающей добро и радость?! Мы черпали силы в общении с нею. А где она сама брала их, особенно в то время, когда тяжёлая болезнь сначала дала о себе знать, а потом причиняла уже невыносимые страдания? Всем, кому выпало счастье работать в это время в восемнадцатой и прожить кусочек жизни рядом с Венерой Викентьевной, она, сама того не желая, преподала настоящий урок мужества. В поздравлении с наступающим 1984 годом, присланном коллективу из больницы, Венера написала стихи, посвятив их друзьям – коллегам:
Когда у меня неудач полоса
и кто-то уверен, что мне не подняться,
я слышу — друзья подают голоса:
должна ты подняться, должна ты держаться!
В пути от невзгод зарекаться нельзя,
и если нагрянут – не надо сгибаться.
Я к солнцу опять поднимаю глаза:
поступишь иначе – друзья удивятся.
Напишут, придут – и смятенья опять
исчезнут, как слух о летающих блюдцах.
И ты ещё лучше начнёшь понимать:
всё в жизни проходит – друзья остаются.
В этом же 1984 году её не стало, и наши школьные будни надолго утратили краски и то очарование, которое было рядом с ней.
Ларисе Иовне Шубиной досталось тоже по-своему нелёгкое время. В 80-е годы происходила в целом смена поколений учителей. Один за другим продолжали уходить на заслуженный отдых те прославленные шестидесятники, которые определяли авторитет учебного заведения. И главные потери понесли гуманитарии, потому что школу покинули Юлия Иосифовна Гуляева, Нэлли Николаевна Зашляпина, Мария Васильевна Мадорская, Вера Петровна Лазарева, Любовь Александровна Козоровицкая. Им на смену в это время пришли молодые учителя Татьяна Анатольевна Жермол, Людмила Викторовна Шувалова, Светлана Анатольевна Васянина, Елена Арсеньевна Углова, Валентина Константиновна Киоссе, Раиса Ивановна Капкан, Лилия Константиновна Ржевская. В основном это были яркие, интеллектуальные, неравнодушные, творчески работающие личности, но, чтобы стать командой профессионалов и единомышленников, нужны опыт и время. Но так как наставником филологов была Валентина Ивановна Стрельникова, то молодёжь была с головой вовлечена в учебно-воспитательный процесс, который в этой школе никогда не прекращался и после уроков. Школьные олимпиады, грамматические бои, знаменитые предметные декадники, общественные смотры знаний. Все эти формы работы проводились во внеурочное время, и кроме того, они требовали большой предварительной подготовки: разработка заданий, подготовка команд и наглядности, приглашение родителей, инсценирование, репетиции – и это всё тоже после уроков! Все формы работали на одну цель – развитие языковой и общей культуры учащихся. Пропаганда книжных новинок, связь с библиотекой, изучение литературного краеведения – это тоже была обязательная работа филологов.
Учитель французского языка Светлана Анатольевна Васянина выделялась даже среди остальных ярких индивидуальностей. За элегантным, вполне европейским внешним обликом в гармонии с ее изящными манерами и ироничными высказываниями скрывался неожиданно твердый характер. Ей все было под силу: непринужденно проводить уроки, и руководить классным коллективом, и выполнять работу завуча, и заниматься профсоюзными делами в качестве председателя профкома. А главное – быть надежным человеком и другом. Со своим первым выпуском в этой школе она тоже дружит по сей день. Молодые учителя Елена Юрьевна Тяжельникова и Лилия Константиновна Ржевская стали достойной сменой ушедшим преподавателям истории. В это же время вернулись в родную школу её бывшие выпускницы — Елена Фёдоровна Ермилова в качестве библиотекаря и Елена Валентиновна Монахова – учителем изобразительного искусства. Её звезда взошла в восьмидесятые, а зажглась и разгорелась – в девяностые. Преподавать химию пришла Людмила Андреевна Кудрявцева, педагог с большим опытом работы, с собственной методикой преподавания химии, с умением структурировать явления особым образом, да и просто человек разносторонних знаний и широкого кругозора.
Ходили мы походами
Вместо Нонны Арсеньевны Тофило преподавать географию с 1979 года начал Николай Иванович Емельянов. В его лице школа получила не только учителя, но и заядлого туриста, блестящего краеведа, опытного инструктора и организатора соревнований по спортивному ориентированию. Беззаветно влюблённый в природу уральского края, он не жалел своего времени, совершая с ребятами походы по Чусовой, восхождения на горные вершины Северного Урала — Денежкин Камень и Конжаковский Камень. Под руководством Николая Ивановича команда туристов школы №18 многократно завоёвывала призовые места на районных, городских, областных соревнованиях и слётах. Свидетельство тому – огромное количество грамот и кубков. Но не за эти свои заслуги ходил в любимых учителях Николай Иванович. На уроки географии ребята бежали с удовольствием, зная, что там будет много интересного, увлекательного, море юмора и шуток. Так в непринуждённой обстановке постигалась география материков и дальних стран, о поездках в которые в то время даже не приходило в голову мечтать. А технических средств и наглядных пособий по географии было два – слово учителя и географическая карта. «Слово учителя – лучшее техническое средство и лучшее наглядное пособие», – так любила говорить в годы своего директорства Галина Евгеньевна Зайцева. Но слово это, наверное, должно было быть таким же ярким и весомым, как у неё самой. Слово Николая Ивановича было таковым. Ему внимали. А это уже признание. Да и могло ли быть иначе, если он пришёл в восемнадцатую уже мастером своего дела? До этой школы в жизни Николая Ивановича была целая эпоха педагогической деятельности длиною более 20 лет и в качестве учителя физкультуры, и в качестве директора школы № 34, что была на руднике 3-го Интернационала до 1979 года. Когда он появился в школе № 18, статный, широкоплечий, осанистый, очень обаятельный, симпатичный, дружелюбный, всем вдруг показалось, что работать стало легче и приятнее. Есть ещё у Николая Ивановича один рекорд, достойный книги рекордов в истории нашей школы – это его педагогический стаж – 54 года!
Надо сказать, что участвовали ребята не только в туристических сборах и походах, но и в многодневных выездных военно-полевых сборах. Это уже была вотчина Ивана Игнатьевича Докашенко. Кадровый офицер, Иван Игнатьевич, самоотверженно прослужив 25 лет в вооруженных силах, выбрал себе дальнейшей деятельностью службу, не менее трудную и ответственную – готовить будущих защитников Отечества. В качестве военрука Иван Игнатьевич работал увлеченно и самозабвенно, формируя не только знания-умения-навыки, но и заботясь о нравственных, мировоззренческих качествах старшеклассников. Отряды юноармейцев и зарничников и под его руководством оставались лучшими в городе. Но при всей требовательности он был внимательным, добродушным, душевным человеком.
Незавершённым окажется разговор об учителях – мужчинах без рассказа об Андрее Васильевиче Евтехове, который тоже пришёл в восьмидесятые. Внук Петра Петровича Сексяева и сын Василия Еремеевича Евтехова, он с детства пропадал в мастерских у отца. Здесь ему всё нравилось и другого ничего не хотелось, поэтому после окончания школы Андрей поступил на инженерно-педагогический факультет пединститута, чтобы стать преподавателем технических дисциплин и трудового бучения. Свою педагогическую работу он начал в горно-металлургическом техникуме мастером, но школа №18 всегда манила и звала и ждала, как первая любовь. Поэтому в 1987 году Андрей Васильевич принял всё-таки эстафету от своего отца. И так же, как при Василии Еремеевиче, в мастерских с утра до вечера снуют мальчишки, конструируя модели кораблей, самолётов, машин, изготовляя приспособления и приборы, строя макеты настоящих храмов, ремонтируя технику. Увлечённость Андрея своей работой просто фанатическая и фантастическая, наверное, поэтому его пример не позволяет его ученикам занимать не призовые места на предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, выставках детского технического творчества. Он гордится своими учениками, поэтому на все вопросы о том, что его удерживает в школе, неизменно отвечает: будет здесь, пока есть дети, в которых можно пробудить интерес к ремеслу, любознательность и трудолюбие. И называет длинный список фамилий бывших и настоящих своих питомцев: Пахмутов Денис, Степин Денис, Никонов Андрей, Добровольский Михаил, Павздерин Никита, Мякишев Кирилл, Симонов Дмитрий, Ромашин Евгений. Не без некоторой доли гордости Андрей Васильевич вспоминает Курносенко Александра, ученика Василия Еремеевича и уже своего студента на практике, ставшего хорошим учителем технологии и много лет работавшего в УВК №1. Радует учителя, что Константин Киоссе, в свое время один из победителей городской выставки детского технического творчества, выбрал профессию строителя, закончил факультет промышленного и гражданского строительства в НТФ УПИ, трудится в должности старшего мастера на стройках области и Уральского региона.
Эти годы впоследствии оказались завершающими деятельность школьной комсомольской организации, которая до 1987 года курировалась Ириной Константиновной Завитаевой. Было тесное сотрудничество с кинотеатром «Искра»: выступления школьников перед сеансами в форме агитбригад и литературных композиций, коллективные просмотры и последующие обсуждения новых фильмов, например, таких, как «Чучело», «Розыгрыш», «А вам и не снилось». В то время это были не инсценированные обсуждения в виде шоу – споры рождались из сомнений и томлений души.
Ленинский зачёт, на первый взгляд, мероприятие, о котором сейчас вспоминают с сомнением, или со смехом, или с явной издёвкой. Да, заслуживает критики и часть содержания, и несколько официозная форма. Но суть его совсем перечёркивать нельзя. Если задуматься, это была своего рода форма ответственности за собственное развитие, потому что включался отчёт и за свой учебный труд (успеваемость), и за самообразование, чтение, становление гражданской позиции и т. Почти через четверть века недоумевая по поводу беспомощности гражданского общества и почти «поголовного» отсутствия личной ответственности не только за других, но даже за свои собственные действия, многие «компетентные» во всех вопросах представители высказывают негодование в адрес школы, вроде как потерявшей ориентиры. Но не господа ли чиновники в своё «звёздное» время 90-х годов одним «высочайшим» постановлением «отменили» пионерское детство и комсомольскую юность, как ни банально это звучит сейчас, предложив взамен другие ориентиры в виде шоу и дензнаков.
А восьмидесятые годы для учащихся остались овеянными романтикой турпоходов и школьных дискотек, трудовых десантов и литературных дискуссий, предметных «боёв» и спортивных рекордов. Вероятно, с этим согласятся и бывшие комсомольские секретари: Таня Огородникова, ныне учитель информатики в своей же школе, теперь уже гимназии; Юлия Христенко, сейчас тоже учитель одной из московских школ.
Восьмидесятые годы запомнились и насыщенной общественной жизнью и внутри педагогического коллектива. Были групповые и коллективные поездки за город, праздники и юбилеи с театрализованными представлениями, смотры художественной самодеятельности, в которых вокальная группа учителей неоднократно занимала призовые места в городе и защищала честь города в области. Большая заслуга в этом, несомненно, принадлежала учителю музыки и пения Нэлли Андреевне Ожигановой, которая перешла работать в школу из ДК школьников (до 1977 года ДК металлургов). Она же руководила и школьным хором, и хоровой коллектив выступал блистательно. Кстати, районные смотры хоров проходили именно здесь, а школьники из восемнадцатой ещё бегали сюда и на репетиции, поскольку весь хор мог уместиться только на большой сцене. С большой любовью вспоминает Н.А.Ожиганова Толю Гаёва и Алёшу Виноградова, которые с первого класса в течение многих лет оставались бессменными запевалами. В целом более двух десятков лет она являлась незаменимым музыкальным работником восемнадцатой школы. В этой же школе получили первую путёвку в жизнь – аттестаты зрелости – её дочь и обе внучки. О Нэлли Андреевне трудно говорить без эмоций, потому что общение с ней доставляло неподдельную, истинную радость. Она искрилась жизнелюбием и энергией, неугасающим интересом к окружающим. И сейчас, спустя многие годы, думается, какой клад любви и жизнестойкости в личности Нэлли Андреевны находился столько лет рядом и незаметно питал наши души добром и бескорыстием. Наверное, это правильно, что, уже выйдя на пенсию, она осталась трудиться в Доме учителя, заботиться о ветеранах педагогического труда, потому что лучше ее этого никто не сделает.
Четверть века трудится в школе Галина Ивановна Кузнецова, которая тоже пришла сюда в восьмидесятые в качестве заместителя директора по хозяйственной части, а фактически стала незаменимой хозяйкой дома, именуемого восемнадцатой школой. Она из тех людей, которые «болеют» за дело и «болеют» от отсутствия дела. Ей досталось нелегкое хозяйство все-таки старой, «изношенной» школы. Пережить все трудности капитального ремонта, не говоря уже о многочисленных текущих, выпало именно Галине Ивановне. Ежедневно в зоне ее внимания и техника безопасности, и порядок, и бесперебойное функционирование всех систем, обеспечивающих стабильность и комфортность учебного процесса.
Лариса Иовна, как и Галина Евгеньевна, как и Ида Леонидовна, будучи директором, оставалась в первую очередь учителем. Для нее было принципиально важно: не только не потерять высокую квалификацию, но и идти вперед, продолжать развиваться как учителю. И если бы только уроки, но ведь дополнительные занятия, внеклассная работа, погружение в подготовку математических боев.
А ведь у нее еще был огромный коллектив, наполовину обновленный, и, соответственно, тьма молодых специалистов, с которыми надо работать. И учебный план, который надо выполнять. И старое здание, требующее постоянно какого-либо ремонта. Лучше бы капитального, да нет у города средств…. Размышления о насущных проблемах привели однажды к идее, которая быстро оформилась в общешкольное движение «Школа – дом радости»… .Всем хотелось, как говорится, внести свою лепту – школа преображалась на глазах. Ранее стены в кабинетах выполняли информационную и частично обучающую функции. А ведь окружающая обстановка может доставлять радость от пребывания в ней и, что еще важнее, формировать эстетический вкус, который, как известно, является основой последующего нравственного выбора: сначала выбирают между прекрасным и безобразным, затем — между добром и злом…. Но для Ларисы Иовны было важно найти масштабную идею развития школы, которая объединила бы зрелое и юное поколения учителей для серьезного прорыва в повседневном школьном образовании, воодушевила бы, подвигала бы к профессиональному росту…
.И только в марте 1993 года, покидая пост директора, она официально заявила о решении областного экспертно-лицензионного совета считать школу № 18 экспериментальной площадкой для создания гимназии.
Живут во мне воспоминания
Школа восьмидесятых в воспоминаниях выпускников
Симонова (Романова) Наталья Эдуардовна: Годы, проведённые в школе № 18, не забудутся никогда. Помню всех учителей, которые терпеливо и бескорыстно давали нам такие знания, которые сейчас, в эпоху товаро-денежных отношений, не купишь ни за какие деньги. Особенно благодарна классному руководителю Татьяне Константиновне Третьяковой за то, что помогала нам и мне лично решать все школьные проблемы и неурядицы, за глубокие и прочные знания по математике, которых мне хватило и для моих сыновей. Наша школа всегда славилась своими спортивными достижениями. В восьмидесятые годы в этой области есть и моя маленькая заслуга: не раз и небезуспешно приходилось защищать честь школы на городских соревнованиях по лыжному спорту и лёгкой атлетике. Мне кажется, что у нашей школы, в ней самой и вокруг неё, существует своя аура, которая притягивает в её стены бывших учеников, сколько бы лет ни прошло. У выпускников восемнадцатой уже давно сложилась традиция приводить сюда учиться своих детей и внуков. Хочется, чтобы эта и другие традиции продолжались, а в школе сохранялась её индивидуальность, самобытность.
Белькова (Татаурова) Елена Фёдоровна: Для меня школа № 18 стала настоящей путёвкой в жизнь как в выборе профессии (я стала учителем), так и нравственных ориентиров. Очень велико было влияние внутришкольной атмосферы, которая, безусловно, создавалась учителями, которые нас окружали, опекали и в то же время учили быть самостоятельными. Это дотошная и добрейшая Клавдия Петровна Шатова, наша первая учительница; это Надежда Васильевна Проскурнина, Валентина Ивановна Стрельникова, Лариса Иовна Шубина, бывшие в разные годы нашими классными руководителями; спасибо им за интересные экскурсии и поездки по Уралу и стране. Отдельная благодарность завучу школы Венере Викентьевне Бельковой за её доброе отношение и искренний, неподдельный интерес ко всем нам, учащимся; Лене (Елене Юрьевне) Тяжельниковой, старшей пионервожатой и неизменному другу школьных лет; Галине Евгеньевне Зайцевой за уроки жизни и, конечно, за «день поэта Евгения Евтушенко» и за «поэта Сергея Есенина»; Павлу Алексеевичу Панфилову и Ивану Ивановичу Махаеву за «Зарницу» и «Орлёнок», в которых мы неизменно были первыми.Нам повезло встретить умных, добрых и требовательных учителей. Школа № 18 всегда была гарантией хорошего образования и поступления в вуз. Все мои одноклассники получили высшее образование, а три девочки, в том числе и я), стали учителями начальных классов. Думаю, что Клавдия Петровна была бы за нас рада. Кроме того, восемнадцатая школа для меня семейная: в ней учились или работали три поколения нашей семьи. Хорошо, когда в стены родной школы хочется водить своих детей, внуков, а если повезёт, то и правнуков. Счастья тебе, школа!
90-е годы
Поиски и открытия Ирины Баженовой
По счастливой для школы случайности именно в 90-е годы пришла сюда преподавать физику молодая учительница из Салды Ирина Ивановна Баженова. И учителя, и учащиеся сразу увидели: она особенная. Действительно, каким-то непостижимым образом соединяются в её педагогической деятельности два начала – «учитель-учёный» и замечательный учитель-практик. Обладая креативным мышлением, способностью продуцировать интересные идеи и немедленно претворять их в содержание и технологию школьного образования, она в течение ряда лет занималась созданием системы диагностирования конечного результата обучения – тем, что называют качеством образования. Разработка такой диагностики позволила учителю сделать анализ существующих в щкольном образовательном процессе проблем и подготовить необходимые условия для повышения качества образования по такому сложному предмету, как физика, над чем, собственно, педагоги «бьются» годами и десятилетиями. Работоспособность Ирины Ивановны потрясающая: два десятка печатных работ, выступления с докладами на 6 Всероссийских и 3 международных научно – методических конференциях. В 1995 году она выиграла Грант фонда Сороса, и в этом же году стала соискателем учёной степени кандидата педагогических наук, а в мае 2000 года успешно защитила диссертацию по теме «Развитие контрольно-оценочных умений учащихся в процессе обучения физике».
Но и как учитель-практик добилась не менее высоких результатов, главный из которых – успехи её учеников. Много ли наберётся школ, в которых физика безоговорочно выбирается на экзамены как любимый и доступный предмет? А большинство выпускников в технические вузы поступали досрочно, сдавая физику на репетиционном экзамене на высший балл. И тестировании и анкетировании первокурсниковСтоит ли говорить, что призовые места на городских олимпиадах и научно — практических конференциях зачастую делили между собой её ученики?! И выходили на областной и Всероссийский уровень. Работа Первакова Сергея была признана лучшей на Всероссийской конференции в г. Долгопрудный и опубликована в журнале «Учебный физический эксперимент» в 2000 году. А один из лучших выпускников 2003 года Томилин Дмитрий закончил факультет прикладной математики и физики МФТИ по специальности теплоэлектрофизика энергоустановок космической энергетики и в настоящее время работает младшим научным сотрудником в центре космических исследований имени Келдыша в Москве.
К сожалению, Ирина Ивановна перешла на преподавательскую деятельность в социально-педагогическую академию, где, конечно больше возможностей для творческого роста. Остаётся позавидовать её студентам и пожелать ей самой дальнейших успехов в преподавательской и научно- исследовательской деятельности.
Помним и Вас, и математику
Нина Викторовна Едигарьева пришла в школу № 18, уже будучи «математическим явлением» общегородского масштаба. За её плечами был многолетний педагогический опыт в школах № 57 и № 50, несколько лет методической работы с учителями Ленинского района. Валентина Аркадьевна Коровина, став директором восемнадцатой, пригласила поработать в классах с углублённым изучением предмета. Судьба распорядилась справедливо: Нина Викторовна попала в школу, где кипели нешуточные математические страсти. Для 1991 года это явление почти нонсенс, когда вокруг бушуют страсти по зарплате, не говоря уж о глобальных переменах. Но Нина Викторовна была, прежде всего, профессионалом своего дела, а делом чести для себя считала дать качественные, конкурентоспособные знания и умения своим воспитанникам. У неё свой путь к этому: решение заведомо трудных задач, причём нахождение наиболее оптимального и интересного решения так же важно, как и нахождение самого ответа. У её выпускников при поступлении и последующем обучении был такой высокий рейтинг, что она дважды – в 1995 и 2001г.г. — становилась лауреатом Гранта фонда Сороса за отличную подготовку выпускников по математике. Они всегда поступали в самые престижные вузы Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга. Сейчас уже и самые последние в её жизни ученики давно закончили высшие учебные заведения и трудятся в своих отраслях. Но не забывают свою любимую учительницу математики и классного руководителя ни Виктор Брувель, ни Александр Радивилов, неоднократные призёры математических олимпиад, успешно окончившие махмет УрГУ и занимающиеся сейчас внедрением новых информационных технологий; ни Дмитрий Томилин, тоже лидер по призовым местам, а ныне, после окончания МФТИ, специалист в области космической энергетики, работающий в Москве, ни Алексей Голошумов, получивший диплом бакалавра в МГУ имени М.В.Ломоносова. Они благодарны Нине Викторовне не только за полученные знания, но и за то, что научила мыслить, не бояться трудностей и добиваться цели.
Память учеников – высшая награда для учителя, хотя, конечно, труд Нины Викторовны был отмечен и официальными званиями и наградами. Она ушла от нас в мир иной в 2003 году, едва достигнув пенсионного возраста. Судьба, счастливо забросившая её в восемнадцатую, на этот раз обошлась немилосердно, несправедливо, оставив о ней лишь светлую, немеркнущую память.
Happy English от счастливого учителя.
Раиса Ивановна Капкан, работая в школе № 18 с 1984 года, сразу после окончания факультета иностранных языков педагогического института, к 90-м годам уже состоялась как эрудированный, в совершенстве владеющий своим предметом профессионал. Она всегда работала и продолжает работать стабильно и системно. С высокими требованиями к себе и к учащимся, она являет собой пример образованнейшего человека и учителя, тем самым продолжая традиции наших прежних преподавателей иностранного языка М.В.Мадорской и В.П.Лазаревой и следующих за ними С.А.Васяниной, Е.А.Угловой, А.С.Литовской, которых всегда отличали высокая образованность и культура, основательность и несуетность в работе. С кем, как не с нею, и говорить о проблемах преподавания иностранного языка в школе, каковые были прежде и какие имеют место быть сейчас.
— Не секрет, что в 90-е годы с силу известных обстоятельств в школах наблюдался отток кадров. Некоторые ваши коллеги, устав от безденежья и беспорядка в образовании, сменили профессию. Что Вас остановило от подобного шага?
-В последнее время принято за правило раскрашивать девяностые годы в черно-белые, а то и в черно-серые тона, подчеркивая все негативные стороны. Как это ни покажется странным, я воспринимаю девяностые годы в более разнообразной цветовой гамме. Конечно, это был не самый простой период. Ни финансовые обстоятельства, ни социальный статус учителя не способствовали популярности профессии. Однако мы порой забываем, что именно эти нестабильные годы способствовали внутренней свободе и открыли широкие возможности для развития и совершенствования методик преподавания. Я пришла в школу в середине 80-х годов и еще застала довольно жесткую систему обучения, поэтому девяностые как раз позволили мне отойти от шаблонности, от консерватизма. Именно в это время я почувствовала вкус к педагогической деятельности. Кроме того, преподавание – это не только «что» и «как», не только предмет и обстоятельства, но и «кто» – конкретные ученики. Работа с детьми, которые стремились к знаниям, и приносила радость, и налагала определенные обязательства. Я чувствовала ответственность за них, за их результаты (как школьные, так и последующие профессиональные успехи), которым, надеюсь, тоже способствовала. Кроме того, для меня работа в школе была осознанным выбором, во многом предопределенным еще в студенческие годы. Может быть, это звучит немного патетично, но я считала, что это мой профессиональный долг, а «жить и исполнять свои обязанности» можно и нужно в любых обстоятельствах. И, наконец, не последнюю роль сыграли причины личного характера: к тому времени подрастала дочь. Мне хотелось, чтобы она получила хорошее образование, которое давала школа № 18.
-Всем известен парадокс: сравнительно высокий статус учителя иностранного языка и достаточно низкий статус самого предмета в школе, да и. мягко выражаясь, сильно неудовлетворительное знание языка. И такое положение наблюдалось в течение многих лет. В чём коренится основная причина несоответствия и показался ли наконец долгожданный поворот?
-Если говорить о девяностых годах, то этот период как раз способствовал резкому повышению статуса иностранного языка, особенно английского. Не секрет, что долгое время иностранный язык в силу социально-политических обстоятельств воспринимался как сугубо теоретическое знание, а его изучение, соответственно, – как бесполезная трата времени и сил. Именно в девяностые годы учителям Нижнего Тагила посчастливилось участвовать в российско-американской программе «Hands Across the Water» (Руки через море), в российском варианте «Рукопожатие через океан», которая продолжалась несколько лет. Тогда не только учащиеся, но и многие учителя впервые услышали живую английскую речь и получили возможность вступить в диалог. Наша школа в лице Р. И. Капкан (1991-1992), А. С. Литовской (1992-1993), Л. К. Ржевской (Бауэр) (1991-1994) была активным участником этой программы. Стала ясна прикладная направленность знания иностранного языка.
-Если отношение к изучению иностранного языка претерпело коренные изменения, то каким образом изменился педагогический или методический подход к преподаванию предмета?
-Сменяются поколения, меняется и подход. Несомненно, компьютер и копировательно-множительная техника значительно облегчили работу учителя. Теперь не приходится писать карточки от руки и изготовлять наглядные пособия, вырезая картинки из старых книг и журналов и наклеивая их на картонки. Но я многое все еще храню. Не для того чтобы использовать в работе, а как напоминание о прежних днях, чтобы показать ребятам, на чем учились их родители. Если говорить о сегодняшнем дне, то сейчас, безусловно, возможностей для изучения иностранного языка предостаточно, было бы желание. Это и интерактивные компьютерные курсы, и лингвистические центры, и летние школы за рубежом. Вместе с тем существуют и вызовы времени, на которые приходится давать ответ. Сейчас образование относят чуть ли не к сфере услуг, и у некоторых учащихся возникает соблазн потребительского отношения к учебе. Многие предпочитают получить готовые знания сразу на уроке, пренебрегая самостоятельной подготовкой и забывая китайскую мудрость: «Даже если знания раздаются бесплатно, приходить все равно нужно со своей тарой». Поэтому учителю приходится продумывать все этапы урока, готовить такие задания, которые помогали бы довольно быстро усвоить материал. Изучение иностранного языка из механического заучивания слов и грамматических правил превращается в творческий процесс познания. Широко используется такая форма, как проект, который может быть индивидуальным и групповым на выбор самих учащихся. Все большее значение приобретают такие, казалось бы, привычные состязательные формы, как олимпиады, научно-практические конференции, различные конкурсы. Помимо интеллектуальных достижений ребята могут показать и свои творческие таланты, участвуя в «Лингвострановедческом фестивале», который в течение нескольких лет проходит в нашем городе. Довольно активно, а главное, результативно ребята участвуют в заочных Всероссийских конкурсах «Познание и творчество», «Эйдос». Меняется и характер заданий. Их форма и формулировка к ним в определенной степени соответствуют заданиям ЕГЭ. Но, к сожалению, все меньше времени на уроке уделяется вопросам нравственности, добрых взаимоотношений.
-Со знанием иностранных языков у многих ассоциируется понятие о глубоко и широко образованном человеке. Что лично для Вас означает понятие «уровень образованности», в последние годы так часто употребляемое в школе? Как его можно определить? И по каким критериям Вы оценивали бы образованность того или иного ученика?
-Если абстрагироваться от нормативных смыслов понятия «уровень образованности», а использовать его как общекультурную характеристику, то оно описывает те качества, которыми прежде наделялся «культурный человек». Это означает, что такой человек, во-первых, знает нормы и правила грамотной речи, вежливого и уважительного отношения к окружающим и следует им в повседневной жизни. Во-вторых, он знает культурное наследие как своей страны, так и мировой культурный опыт и стремится расширить свои познания. Но это только внешние характеристики. Самое главное – это тот внутренний стержень, порядочность в том глубоком смысле, какой она имела во все времена. Образованный человек – это человек с развитым вкусом и чувством прекрасного, постоянно повышающий себе планку и берущий ее. Других показателей образованности я не знаю.
-Каковы же сегодняшние проблемы учителя иностранного языка, если негативное отношение к изучению предмета осталось в прошлом?
-Что положительного в сегодняшнем дне, так это то, что не приходится объяснять и доказывать важность и необходимость изучения иностранного языка. Сама жизнь является этим доказательством. Главная сложность – не заинтересовать, а сохранить интерес, мотивацию ученика к изучению иностранного языка. Это частный случай более общей проблемы современного школьного образования. Дети, особенно в начальной школе, с огромным желанием начинают заниматься иностранным языком. Первоначально материал часто подается в игровой форме, привлекается разнообразная наглядность, и ребята воспринимают урок иностранного языка как своеобразную передышку между «серьезными» предметами. Но изучение любого предмета – это не только игра, не только самостоятельный поиск ответов на вопрос, но и усвоение необходимой базы (грамматической, лексической и др.), что предполагает некоторую рутину и требует самостоятельных систематических занятий. Более того, современная форма итоговой аттестации – ЕГЭ – ориентирована как раз на проверку уже готовых, усвоенных знаний, а отнюдь не на «изобретение» решения. Однако для детей этот переход от игры к необходимости что-то заучивать приводит к резкому падению интереса. Иностранный язык становится лишь одним из предметов в ряду других, причем довольно сложным как в процессе освоения (вопреки всем попыткам учителя разнообразить формы и методы обучения), так и на этапе итогового контроля (не секрет, что ЕГЭ по иностранному языку относится к числу экзаменов повышенной трудности). В результате устойчивая мотивация чаще всего возникает у тех учеников, которые в дальнейшем планируют избрать специальность, связанную со свободным владением иностранным языком.
-Скажите несколько слов о результативности своего труда в гимназии № 18 и об удовлетворённости им
-В моем случае «результативность труда» звучит в какой-то мере как «подведение итогов трудовой деятельности», а итожить свой путь мне пока не хочется, всё думается, что «еще не вечер» и «что песня главная моя ещё не спета».А если серьёзно, то я считаю себя счастливым педагогом, так как мне повезло с учениками. В основном, это пытливые, целеустремленные люди, отзывчивые на все новое. Для многих английский язык был любимым предметом. Некоторых из них любовь к иностранному языку привела на соответствующий факультет педагогического вуза. Так, в разное время его выпускниками стали Елена Власова, Юлия Семешкина, Лидия Бернер, Людмила Торхова, Яна Селиванова, Мария Михайлова. Помнятся и такие замечательные ребята, как Юлия Тегина, Мария Пронина, Анна Белова, Анастасия Старцева, Анастасия Левченкова, Михаил Добровольский, Сергей Казаков, Анна Бахтурина, Юлия Денисова, которые приносили славу нашей школе. Все они не только успешные профессионалы, сколь бы лестной ни была такая характеристика, но – и для меня это гораздо важнее – люди высоких нравственных качеств. Я могла бы сказать о своих учениках словами героини А. Алексина: «У них есть талант человечности». В этом, пожалуй, и состоит учительское счастье.
В. Киоссе