После Победы

История школы №18 в 1950-е гг.

Урок ведёт учитель русского языка и литературы Делидова Т.П.
Урок ведёт учитель русского языка и литературы Делидова Т.П.

Первые послевоенные годы — годы радости и печали. Печали о погибших и пропавших без вести, радости за вернувшихся  и выживших.  И, конечно, надежды на мирную и счастливую жизнь.

В конце сороковых – начале пятидесятых в первые классы пошли дети, родившиеся в годы войны, получается даже,  что наперекор ей.  Это тоже дети войны, как и те, чьё школьное детство пришлось на её период.  Одна из таких  детей – Людмила Борисовна Калмыкова, которая в то время звалась Люсей Ершовой. Спустя много лет она вернулась в свою школу учителем начальных классов и уже навсегда, до ухода на заслуженный отдых.  Но у нас пока на дворе 1950 год.  И вот о нём рассказывает сама Людмила Борисовна…

— Людмила Борисовна, ваша школьная пора пришлась на 50-е годы. Какой Вам запомнилась школа №18?

Учащиеся начальной школы с учителями перед зданием школы. В верхнем ряду в центре Сидорова К.А. 1954 год
Учащиеся начальной школы с учителями перед зданием школы. В верхнем ряду в центре Сидорова К.А. 1954 год

Школа буквально утопала в зелени, находилась в саду. Пришкольный участок был лучшим в городе, а располагался он вокруг всего здания, с четырёх сторон. У каждого класса были свои грядки с овощами, клумбы  со цветами.  Мы сами сажали, ухаживали, сами собирали урожай для школьной столовой. Это было общим и любимым делом, а вдохновителем и организатором его была Вера Акинфиевна  Шатова — замечательный преподаватель биологии.

— А какова была учебная атмосфера в школе?

— В школе было очень спокойно и удивительно уютно, хотя на окнах штор в ту пору не вешали — это запрещалось. Но цветы были повсюду:  и на подоконниках в классах  и в коридорах на  модных тогда деревянных подцветочниках. Чёрные парты с откидными крышками обязательно покрывались газетами, учебники должны были быть аккуратно обёрнуты бумагой с подписанными белыми наклеечками, чернильницы в аккуратненьких чехольчиках, самодельные перочистки… . Девочки  на уроках надевали нарукавнички, чтобы не пачкались манжеты и не протирались локти школьного платья.  Наверное, даже такие мелочи очень дисциплинировали.  А чистота и бережливость были нормой жизни.

Группа учителей школы № 18 в школьном саду. Вторая справа - Сидорова К.А. в верхнем ряду Бессонова Л.А. 1954г
Группа учителей школы № 18 в школьном саду. Вторая справа — Сидорова К.А. в верхнем ряду Бессонова Л.А. 1954г

-Что Вы можете сказать о взаимоотношениях с учителями? Чувствовалась ли авторитарность времени?

— Мы этого не ощущали. Конечно, не могло быть никакого панибратства, к учителям было такое глубокое уважение, даже скорее восхищение, что они казались нам небожителями. Средний возраст наших преподавателей едва ли достигал 30-40 лет, но нам они казались умудрёнными опытом людьми.

— Кто из них вспоминается чаще других?

— Конечно, первая учительница Галина Александровна Задорина.  Это педагог по призванию.  Она очень любила нас, любила своё дело, которому посвящала всю душу, всё своё рабочее и нерабочее время.  Строга и добра одновременно.  Безусловно, восхищение вызывала  наша классный руководитель Лидия Александровна Бессонова, на которую всем хотелось быть похожими…

Выпускницы НСШ № 18 с учителями и директором Коган Ф.Д. Начало 50-х годов.
Выпускницы НСШ № 18 с учителями и директором Коган Ф.Д. Начало 50-х годов.

-Чем «знаменит» ваш выпуск, помимо того, что он «гагаринский» — так называли тогда всех выпускников 1961 года?

Своеобразие нашего выпуска прежде всего в том, что из стен школы выходил в этот год всего один класс, в котором было только 12 человек — 8 мальчиков и 4 девушки:  две Люси — Рудник и Ершова — и две Галины — Юдина и Позывная. Тогда ещё не было гонки за обязательным высшим образованием. Ориентировались не на престижность, а на важность профессии для людей, для своего города. Сказалось и влияние личности Галины Александровны Задориной, поэтому, я, например, поступила в педагогическое училище.

Учителя школы 50-х годов Задорина Галина Александровна  и  Бессонова Лидия Александровна
Учителя школы 50-х годов Задорина Галина Александровна и Бессонова Лидия Александровна

— Место работы выбрано не случайно?

Не совсем так. Сложилось  очень  благоприятное стечение обстоятельств:   жила рядом с восемнадцатой, в школе освободилось место учителя начальных классов, и Любовь Александровна Козоровицкая, которая в то время была завучем, пригласила меня  на работу. За что я и благодарю судьбу.

А мы благодарим Людмилу Борисовну за интервью и желаем ей действительно заслуженного отдыха, здоровья и благополучия после 40-летнего доблестного труда в родной школе.

А для самой НСШ №18, канун 50-х, а именно 1949 год ознаменовался сразу двумя событиями. Во-первых, школа переводится в своё родное здание по улице Газетной, занимаемое до этого времени четвёртой городской больницей, Во-вторых, она  становится базовой площадкой учительского института, открытого в городе в 1939 году. Впрочем, довольно скоро, в 1953  году, школу ждёт очередная реорганизация:  из неполной (семилетней) в среднюю школу № 18. И в этом же году в школе опять появились мальчики, так как закончилось раздельное обучение мальчиков и девочек, введённое в 1943 году. Восемнадцатая была в течение десяти лет женской школой.

Директор школы № 18 с 1954 года  Лидия Григорьевна Серебренникова
Директор школы № 18 с 1954 года Лидия Григорьевна Серебренникова

А в 1956 году всё ещё числящаяся новой школа на Газетной  выпустила своих первых в послевоенное время десятиклассников. Директором назначается Лидия Григорьевна Серебренникова, достойно продолжившая традиции, заложенные первым коллективом. Она была в первую очередь организатором, а затем уж кадровиком, однако сумела сохранить коллектив учителей – стажистов.  Пришло много и новых, и молодых педагогов. Среди них — учителя начальных классов Анисья Михайловна Василькова и Клавдия Петровна Шатова,  учитель географии Валентина Дмитриевна Сверчкова,  учитель истории Любовь Израилевна Козоровицкая,  учитель математики Александра Андреевна Пилявская.  Преимущественно женский коллектив пополнился и мужчинами: уроки труда пришёл преподавать фронтовик и орденоносец Пётр Петрович Сексяев, а математику — молодой интеллектуал Василий Георгиевич Агеносов. В эти же пятидесятые своё первое трудовое крещение приняли здесь совсем юные педагоги  Лидия Александровна Бессонова, учитель физики, и  Галина Евгеньевна Зайцева, учитель русского языка и литературы, обе вдохновенные, энергичные, увлечённые своими предметами до самозабвенья. Не отсюда ли истоки страстного и непрекращающегося спора физиков и лириков в  последующие шестидесятые?

Выпускники 1959 года. Галина Евгеньевна Зайцева вторая слева.
Выпускники 1959 года. Галина Евгеньевна Зайцева вторая слева.

Во всяком случае,  деятельность Галины Зайцевой началась точно со спора между нею и отделом образования.  Дело в том, что она первой в городе «открыла» старшеклассникам запрещённого тогда Есенина, получив за это строгий выговор. А год спустя, когда официальные власти «разрешили» изучение поэта, той же Галине Зайцевой вручается Почётная грамота за прочтение на конкурсе есенинского «Письма к женщине».

Пройдут годы, и эти молодые учителя станут мастерами педагогического труда, которыми будут гордиться ученики и коллеги, и школа, и город, и область…

КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЛИ ВСЁ.

Школа № 18 на Первомайской демонстрации. Конец 50-х годов
Школа № 18 на Первомайской демонстрации. Конец 50-х годов

Вера Акинфиевна Шатова — учитель биологии с дипломом Пермского государственного университета.  По тем временам высочайшее и престижнейшее образование. Она пришла в восемнадцатую в 1949 году, в первый же учебный год после возвращения огромной школьной семьи в  родное здание на Газетной. Это её усилиями школа стала цветущим оазисом, а пришкольный участок — лучшим в городе.

Галина Александровна Задорина вошла в коллектив в 1946 году, имея опыт работы в начальной школе. Требовательностью к себе, вниманием к детям и их родителям, доброжелательностью и чуткостью она вызывала всеобщее уважение, а у своих учеников ещё и особое желание подражать ей. Её бескорыстие, личное обаяние, педагогическое мастерство пробуждали у  воспитанниц любовь и к профессии педагога, и к специальности учителя начальных классов. Ярким примером является судьба её ученицы Ершовой Людмилы, которая поступила к Галине Александровне семилетней девочкой и осталась в этой школе на полвека, став учителем начальных классов.

Учитель математики Александра Андреевна Пилявская
Учитель математики Александра Андреевна Пилявская

Александра Андреевна Пилявская — потомственный учитель математики, она напрямую продолжила дело своего отца, Паршина Андрея Матвеевича, преподававшего в 30-х годах математику в этой же школе №18. Пережившая суровые военные годы, научившие стойкости и терпению, Александра Андреевна была очень требовательным и строгим наставником. Своим долгом Александра Андреевна считала дать высокое качество знаний и добивалась прекрасных результатов благодаря ежедневной кропотливой работе на уроках и после занятий — в математическом кружке. Именно она стояла у истоков будущих математических традиций и достижений школы №18.

Антонина Васильевна Арефьева – учительница (тогда говорили так) начальных классов — свою педагогическую деятельность начала ещё до войны, а сразу после Победы, в 1946 году, пришла в эту школу, где трудилась более четверти века. У неё всегда болела душа за каждого ребёнка…

Любовь Александровна Козоровицкая — учитель истории  школы №18 с 1949 года и будущий завуч. Строгая, требовательная, порой даже педантичная, очень внимательная, она как-то одновременно видела проблемы школы, учителя, ученика, умела дать мудрый совет. В её облике было что-то особенное: притягательное, не столько учительское, сколько царственное: осанка, походка, голос, манеры, спокойные, неторопливые, вызывающие почтение.

Учитель начальных классов Анисья Михайловна Василькова
Учитель начальных классов Анисья Михайловна Василькова

Анисья Михайловна Василькова — учитель начальных классов. В июне 1941 года стала дипломированным преподавателем после окончания Свердловского педучилища. Общий стаж её педагогической деятельности — 40 лет, половину из которых она работала в восемнадцатой. Выйдя на пенсию, Анисья  Михайловна стала активной участницей хора ветеранов при городском Доме Учителя, членом литературного кружка «Луначарец», вдохновение не покидало её до конца дней.

Анна Лазаревна Фёдорова пришла в начальную школу молодым специалистом, за четверть века безупречного труда в школе №18 подготовила для основного звена семь выпусков. Будучи очень требовательным и строгим учителем, она имела доброе сердце, открытое для каждого ребёнка. И ученики её всегда отличались серьёзностью, ответственностью, умением глубоко мыслить – словом, были такими, какая она сама.

Клавдия Петровна Шатова  тоже учитель начальной школы. Сама она окончила среднюю школу в июне 1941 года и осталась учительствовать в родном селе. Получать педагогическое образование пришлось уже после войны. Без малого 40 лет отдала Клавдия Петровна любимой школе №18. Она была из тех учителей, которых называли не просто добросовестными и кропотливыми, а дотошными:  ни один ученик не ускользал от её внимания, не оставался без её заботы.

Учителя школы с директором Серебренниковой Л.Г.1954-55 уч.год
Учителя школы с директором Серебренниковой Л.Г.1954-55 уч.год

Валентина Дмитриевна Сверчкова, учитель географии, осталась в памяти коллег и учащихся скромной, спокойной, надёжной, увлечённой своим предметом и увлекавшей за собой…

Особый разговор о Петре Петровиче Сексяеве — родоначальнике целой династии учителей технического труда. Судьба распорядилась так, что он дважды вошёл в стены восемнадцатой. Первый раз в годы Великой Отечественной войны. Получив ранение и контузию в Сталинградском сражении, Пётр Петрович попал на лечение в Нижнетагильский госпиталь № 2551, размещавшийся в школе №18. А через несколько лет, в 1956 году, судьба вновь вернула его сюда уже в качестве преподавателя технического труда. Он своими руками возродил  мастерские. Ученики Петра Петровича выходили

Учитель технического труда Пётр Петрович Сексяев
Учитель технического труда Пётр Петрович Сексяев

из школы, владея настоящим рабочим ремеслом.

Хочется сказать особо и о замечательном преподавателе русского языка и литературы, учителе — методисте Цилии Моисеевне Таубиной. В 40-е и 50-е годы она работала в Учительском институте и в школе №18, которая к концу 50-х годов стала его базовой площадкой. За почти сорок лет безупречного учительского труда Цилия Моисеевна награждена Орденом Ленина — высшей наградой страны. В то время не разбрасывались наградами, а получить такую можно было только за великий труд. Но не «разбрасывались» и учителями: их труд почитался и народом, и властью.

Лидия Александровна Бессонова – одна из легенд восемнадцатой, воспитавшая не только сотни учеников, но и  целую плеяду замечательных, а на самом деле выдающихся учеников-учителей. Вспоминает Лариса Иовна Шубина, её бывшая ученица: «Когда в 6 классе появился новый предмет- физика, он захватил буквально всех: приборы, опыты, увлекательные рассказы учителя. А учительница?! Молодая, красивая, но строгая, умная, обаятельная.  Словом, потрясающая. Все девочки захотели быть такими, как она. Поступив в дальнейшем на физмат НТГПИ, уже став учителем, я училась у Лидии Александровны основательности и умению требовательно любить учеников». Все, кто учился у Лидии Александровны, отмечают её интеллигентность, профессионализм, неповторимую индивидуальность, шарм, обаяние и живой характер.

Группа учителей школы № 18 в школьном саду. Вторая справа - Сидорова К.А. в верхнем ряду Бессонова Л.А. 1954г
Группа учителей школы № 18 в школьном саду. Вторая справа — Сидорова К.А. в верхнем ряду Бессонова Л.А. 1954г

Вспоминает выпускница школы 1971 года, золотая медалистка Татьяна Пологова, которой тоже посчастливилось учиться у Л.А. Бессоновой: «Физика —  столь нелегкий предмет в школьной программе, был притягателен для нас во многом из-за яркой преподавательской манеры Лидии Александровны Бессоновой. Она обладала незаурядным мастерством объяснять, ведя дискуссию с классом. Острая на язык, с оригинальным мышлением и увлеченностью своим предметом, она открывала нам тайны материального мира, поощряя наше юношеское любопытство к новому и передовому. А как  глубока, богата и разнообразна была духовная обстановка, которую создавала вокруг себя Лидия Александровна. По негласному решению, девочки нашего класса считали ее очень красивой женщиной. Ее красота, как теперь я понимаю, в царственной осанке и одухотворенности глаз, смотревших на нас, юных, с любовью, требовательностью и надеждой».

Производственное совещание в кабинете завуча.
Производственное совещание в кабинете завуча.

На вопрос: «Как работалось в 50-е годы?» Лидия Александровна отвечает:

Это были нелёгкие годы и для школы, и для меня как начинающего учителя. Не хватало оборудования для демонстрации опытов; школы ещё плохо снабжались наглядностью, магазин наглядных пособий был только в Свердловске, поэтому приходилось часто самой изготовлять дидактический материал, придумывать приспособления для проведения лабораторных работ. Работая, я заканчивала свою учёбу в пединституте и часто шла на уроки с группой студентов, для которых наша школа была базовой площадкой для практики. Это налагало особенную ответственность.

Уборка дров для отопления школьной котельной. фото 50-х годов
Уборка дров для отопления школьной котельной. фото 50-х годов

-Вопреки трудностям Вы стали великим учителем физики. Это мнение ваших бывших учеников. А благодаря чему это случилось?

Сильный учительский коллектив и традиции школы, главная из которых — культ знаний, стали для меня надолго источником вдохновения, родником, из которого черпала и силу, и мастерство, и культуру общения с учащимися. Я думаю, что все 23 года работы в школе №18 мне сопутствовала удача — хорошие классы, взаимопонимание с ребятами, огромное удовлетворение от общения с коллегами. Радуюсь тому, что через мои уроки физики прошли ученики, ставшие гордостью нашего города: Валентина Павловна Исаева, мэр города; Лариса Иовна Шубина, заслуженный учитель России; Людмила Петровна Филатова, кандидат педагогических наук, доцент педакадемии; Юрий Сергеевич Комратов, бывший директор НТМК; Феликс Николаевич Делидов, гендиректор «Тагил-Энерго».

В 50-е годы окончательно утвердился статус школы №18 как учебного заведения со сложившимся сильным педагогическим коллективом и глубокими образовательными традициями, которые  формировались  далеко не в благодатных условиях строительства, военной поры, послевоенной нищеты. Однако это время и дисциплинировало, заставляло учиться, развиваться и идти вперёд.

В.К. Киоссе, руководитель школьного музея

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*